войти
опубликовать

Антонио
Каноппи

Россия • 1774−1832

Родился в Модене. По национальности итальянец. Отец его, инженер герцога Моденского, известный в свое время разными гидравлическими сооружениями в Италии, дал сыну хорошее воспитание и направил его способности на изучение математических наук и строительного искусства, а молодой Каноппи, имея от природы склонность к рисованию, был особенно наклонен к изящным искусствам и уже тогда своими альфреско украшал дворцы многих итальянских вельмож.

Один из последних представителей мастеров итальянской школы в европейских театрах периода классицизма. Учился у скульптора Кановы. Начал работать декоратором в Милане в театре Фениче. После вторжения войск Наполеона в Италию Каноппи бежал в Россию (1805). Сначала работал в Москве, с 1812 жил в Петербурге, став основным декоратором императорских театров. Каноппи принадлежало оформление многих музыкальных и драматических спектаклей, в т. ч. опер - "Семирамида", "Жар-Птица", "Месть, или Торжество Амура" и др. Архитектурно-перспективные и пейзажные живописные декорации и занавесы Каноппи, выполненные в стиле классицизма, близки работам художников Кваренги и Гонзаго. Отступая от традиционного изображения мифологических сюжетов Каноппи часто воспроизводил в декорациях пейзажи и здания Петербурга (для возобновлённого после пожара 1818 Петербургского Большого театра им была написана декорация с видом триумфальных Нарвских ворот). По свидетельству современников, Каноппи широко применял световые эффекты, передавая их средствами живописи (отблески пожара, игра лунного света и пр.). Романтические тенденции явственно сказываются в декорации Каноппи к последнему акту мелодрамы Дюканжа "Тридцать лет, или Жизнь игрока", где художник изобразил убогую хижину, сквозь полуразрушенный потолок и в окна которой льётся яркий дневной свет.

В 1813 г. признан Академией Художеств "назначенным". (Кондаков)

Перейти к биографии