войти
опубликовать

Утагава
Кунисада

1786−1865

Биография и информация

Утагава Кунисада (яп. 歌川 国貞?, известен также как Утагава Тоёкуни III (яп. 三代歌川豊国)) — крупнейший японский художник и мастер цветной графики (ксилографии) периода Эдо.

Подробных сведений о жизни Утагавы Кунисады сохранилсь немного. Родился он в Хондзё, восточном пригороде Эдо, и первоначально носил имя Сумида Сёгоро (яп. 角田 庄五朗 Сумида Сё:горо:?), а также Сумида Сёдзо (яп. 角田 庄蔵 Сумида Сё:дзо:?). Там же и умер по прошествии почти 80 лет. Отец скончался, когда мальчику не исполнилось ещё и года. Семья жила на доходы от принадлежавшего ей парома. Талант к рисованию проявился у будущего художника рано. Его рисунки понравились Утагаве Тоёкуни, руководителю школы Утагава (англ.), в то время известному художнику, изображавшему портреты актёров театра кабуки, и в 1800 году он берёт юношу в ученики. От своего учителя Сумида Сёгоро получил имя КУНИсада, первый иероглиф которого был взят из имени ТоёКУНИ.

Первый известный оттиск работы Кунисады относится к 1807 году, однако следующие датируются уже 1809-10 годами. С 1808 года он работает как иллюстратор книг, причём популярность рисунков Кунисады растёт с каждым годом. В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни. В 1808 или 1809 годах появляется его первая серия портретов театральных актёров; одновременно выходят серии видов города Эдо и бидзинга. В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни).

Начиная с 1810 года Кунисада использует псевдоним Гоготэй, встречающийся вплоть до 1842 года на всех его гравюрах по тематике кабуки, а с 1825 года также псевдоним Котёро — для всех остальных своих работ. В 1844 году Кунисада принимает имя своего учителя, и некоторые работы подписывает как Тоёкуни III.

Утагава Кунисада входит в первую тройку великих мастеров укиё-э, вышедших из школы Утагава — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Куниёси, при жизни далеко превосходя этих двух последних как по популярности, так и по продаваемости своих работ.