войти
опубликовать

Михаил
Николаевич Скуляри

Россия • 1905−1985

Советский художник, график, керамист, авангардист. Член Союза художников СССР.
Родился 26 июня 1905 года в Одессе в семье горного инженера, выпускника Санкт-Петербургского горного института. До 1917 года жил в Симферополе. По материнской линии внук генерала, барона фон Экк, мальчик благодаря аристократическим корням получил прекрасное традиционное домашнее образование, включающее базовое знание европейской культуры и языков, пробудившие в нем интерес к западноевропейскому искусству конца XIX начала XX веков. Учился в Самаре в студии рисования (с 1917). В Иркутске, где семья оказалась в тяжелые годы после революции, желание заниматься творчеством привело 14-летнего подростка, сначала в художественную студию (1919-1920), а затем в Государственную художественную мастерскую-студию, где он обучался (1920-1924) у известного сибирского художника-преподавателя И.Л. Копылова. Традиции и культура семьи, ее нравственные устои, несомненно оказали влияние на творческую индивидуальность будущего художника. А также сказалось приобщение к новаторским поискам русского авангарда по возвращении в Ленинград. В 1926 году Скуляри поступает на факультет монументальной живописи в ленинградский ВХУТЕИН, где учится у К.С. Петрова-Водкина, А.И. Савинова, А.Е. Карева, П.А. Шиллинговского, А.А. Рылова, Д. Киплика, а также в 1925-1926 годах занимается у П.Н. Филонова. С 1925 г. живет в Ленинграде. Дипломная работа в ВАХ (1926–1930) - оформление комнат клуба ИНПИ. Обучение проходило на живописном факультете, присвоено звание художника монументальной живописи (Окончил без дипломной работы со свидетельством об окончании и присвоением звания художника-живописца.). По окончании Академии в 1930 году он поступает на работу в КБ завода «Большевик» как инженер-конструктор по созданию дизельных двигателей, где проработает формально до 1934 года, но будет и в последующие годы продолжать брать разовые заказы. Этот факт личной биографии художника не только связан с поиском средств к существованию, но и является свидетельством глубины и разносторонности его дарования. Попытка утвердить свой статус художника приводит Скуляри в 1934 году в Горком художников-графиков союза Рабис, через который он получает заказы на иллюстрирование научных изданий, например, для института растениеводства. Во время выполнения этого заказа, Скуляри оказвлся в Душанбе, где его застала война. Михаил Николаевич стремился на фронт — добровольцем, но был послан как конструктор на шахту Кузбасского комбината в г. Анжеро-Судженск. Затем — вызван в НИИ дизельных двигателей под Москвой, и в июле 1942 года вместе с женой М.Н. Скуляри переезжает в Коломну (ст. Голутвин). Здесь он работает над проектированием оборудования для нужд фронта до конца войны. По возвращении в Ленинград в декабре 1945 года некоторое время Скуляри работал заведующим Художественной мастерской Военно-медицинского музея Красной Армии. С марта 1946 года М.Н. Скуляри становится кандидатом в члены ЛОСХ как график. А в октябре 1948 художник переведен в действительные члены Союза художников, что формально позволило ему совмещать творческую деятельность с работой конструктора в НИИ, где он проработает еще около 20 лет, продолжая заниматься созданием сложных систем регулирования дизельных двигателей. Вернувшись в профессиональное творчество, М.Н. Скуляри оказывается в экспериментальной литографской мастерской, где, начиная с 1946 года, работает бок о бок с художниками, имена которых составляют славу ленинградской графики: А.С. Ведерниковым, Г.С. Верейским, В.А. Власовым, Ю.А. Васнецовым, Б.Н. Ермолаевым, В.Ф. Матюх, В.И. Курдовым, А.Л. Капланом, М.И. Куксом и А.Н. Якобсон (с двумя последними вместе учился еще в Иркутске). Работой в цветной литографии не исчерпывается творческое наследие художника, он пробует себя в офорте, темпере и акварели, занимается керамикой. Участник выставок с 1946 года, член ЛОСХ с 1948. Получив диплом художника-монументалиста, примкнув к графикам, он никогда не бросал живопись. До 1960-х гг. совмещал творческую деятельность с работой конструктора в НИИ, занимаясь системой регулирования дизельных двигателей. Он умер в 1985 году в Ленинграде. Его работы были выставлены в Государственном Русском музее в 2005 году по случаю столетия со дня его рождения. Он также был показан в галерее Эшторик в 2019 году в рамках выставки, посвященной ленинградским литографам. Работы художника находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Севастопольского художественного музея и других частных и музейных собраниях.

Перейти к биографии