Регистрация
Лаврентий Авксентьевич Серяков
Лаврентий Авксентьевич Серяков
Россия 1824−1881
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

1824−1-28 — 1881−1-2

Занимался гравюрой на дереве самоучкою. В 1843 г. служил писарем в Департаменте военных поселений. С 1847 г. посещал классы Академии художеств. В 1853 г. дано звание свободного художника; в 1858 г. отправлен пенсионером за границу; в 1859 г. срок пенсионерства был продолжен. В 1864 г. — звание академика за гравюры на дереве; в 1866 г. получил звание гравера Его Величества за портрет Императора Александра II и был причислен в Императорскому Эрмитажу. Образовал школу гравером на дереве; особенно выделился его ученик В. Матэ.

(Кондаков)

Наделенный большим талантом, Л. А. Серяков необычайно много сделал для развития в России гравюры на дереве — ксилографии. До него эта техника считалась второстепенной, не идущей ни в какое сравнение с классической гравюрой на меди. Ксилографию использовали в основном книгоиздатели, ибо она позволяла печатать иллюстрации и наборный текст на одной полосе. Именно Серяков кардинально изменил взгляд на эту самую старую гравировальную технику. За виртуозное мастерство ему первому в России было присуждено звание академика гравюры на дереве. Благодаря подвижническому труду и работам воспитанных Серяковым учеников ксилография заняла достойное место в ряду других видов искусства.

Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Сын крепостного, отданного помещиком в солдаты, он принадлежал к так называемому военному ведомству, то есть был обречен пожизненно тянуть лямку нижнего чина. Спасли Серякова природная одаренность и упорный характер.

В 1840 г. он попадает в Петербург: за хороший почерк его переводят писарем в департамент военных поселений. Именно здесь Серяков всерьез пристрастился к чтению и рисованию. Мастерски исполненные им рисунки привлекли внимание начальства, и после прохождения небольшого учебного курса юноша был определен топографом.

К занятиям ксилографией Серяков обратился самостоятельно. Инструментов для работы у него не было, и самые первые свои гравюры — иллюстрации для книги «Путешествие вокруг света» (1846) — он нарезал обыкновенным перочинным ножом. Работы эти способствовали некоторой известности Серякова в среде издателей и литераторов. Через посредство В. Ф. Одоевского, для которого Серяков выполнял план его имения, начинающий гравер познакомился с Н. В. Кукольником. Последний сыграл исключительно важную роль в жизни Серякова, введя его в круг известных художников, писателей и актеров. Именно Кукольник, пораженный тем, что свои прекрасные гравюры Серяков выполняет перочинным ножом, выписал для него специальные инструменты — штихели разной формы. Кукольник же, вопреки воле начальства Серякова, помог юноше получить разрешение посещать занятия в АХ.

Первым настоящим учителем Серякова в области гравюры на дереве стал К. К. Клодт, брат знаменитого скульптора, руководитель небольшой граверной мастерской. Серяков сблизился и подружился с этой талантливой семьей.

Поддержку оказывали ему также вице-президент АХ Ф. П. Толстой и ректор В. К. Шебуев, профессор исторической живописи Ф. А. Бруни.

Первая попытка получить звание академика весной 1858 г. оказалась неудачной. Однако Серяков просит у Совета А. Х. разрешения выполнить в качестве новой программы композицию «Несение креста» с одноименной картины дель Пьомбо, а пока предоставить ему возможность поехать в Париж для совершенствования мастерства.

Осенью 1858 г. Серяков уезжает во Францию. В Россию он возвратился через шесть лет, посетив помимо Франции Швейцарию, Италию и Германию. Приехал Серяков не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. Его работы в большом количестве публиковал один из старейших французских иллюстрированных журналов «Magazine Pittoresque». В 1859−60 гг. в Париже вышла «История Франции» П. Шартона, для которой Серяков награвировал ряд портретов.

В октябре 1864 г., после показа на академической выставке портретных гравюр, выполненных за границей, Серяков был удостоен звания академика.

Во второй половине 1860-х гг. художник увлеченно переводит в ксилографии портретные работы Д. Г. Левицкого. Своего рода шедевром стало выполненное им изображение А. Ф. Кокоринова, за что в 1869 г. он был удостоен премии ОПХ.

К этому времени вокруг Серякова уже начала формироваться группа учеников, складывалась целая школа мастеров ксилографии. С января 1865 г. Серяков преподавал гравюру в Рисовальной школе при ОПХ, а позднее — в ЦУТР. Среди воспитанных им граверов наиболее талантливыми были А. И. Зубчанинов, И. И. Матюшин, Я. Ф. Яненко, Н. А. Браун, а любимыми учениками — П. Ф. Борисов и В. В. Матэ.

За годы творчества Серяков выполнил вместе с учениками до 900 гравюр. Сверх этого до 500 гравюр имели собственную подпись мастера. К числу наиболее значительных его работ относятся репродукции для журналов «Всемирная иллюстрация» и «Нива», с которыми Серяков начал сотрудничать с 1869 г., а также 30 портретов русских исторических деятелей (совместно с И. И. Пановым) для издания «Отечественная история» (1873−80), цикл из 56 портретов, прилагавшийся к номерам журнала «Русская старина» в период 1870−81 гг., замечательные гравюры для книги «Павловск. Очерк истории и описание. 1777−1877», уникального издания большого формата со множеством иллюстраций, виньеток, инициалов.

В 1880 г. здоровье художника, подорванное интенсивным трудом, резко ухудшилось. По совету врачей он уехал в горы близ Ниццы. Но и здесь, смертельно больной, Серяков не перестает работать. Он начинает гравировать портрет историка С. М. Соловьева, однако не успевает довести труд до конца.

Читать дальше

HELP