Регистрация
Валерий Васильевич Пименов
Россия 1920−2008
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Скончался 28 февраля 2008 года.

Похоронен на Смоленском кладбище Васильевский остров, Санкт-Петербург

Живописец, автор историко-революционных полотен, портретист, пейзажист. Народный художник России (с 1994), действительный член Российской Академии художеств. Участник республиканских, всесоюзных (с 1940), зарубежных выставок (с 1977). Кандидат искусствоведения (1955), профессор кафедры живописи и композиции в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Валерий Пименов родился в 1920 г. в Череповце в семье рабочего. После окончания средней школы в 1936 г. он переехал в Ленинград, где начал свой трудовой путь на заводе полиграфических машин. Одновременно молодой человек занимался в художественной студии при Дворце культуры имени С. М. Кирова, руководили которой замечательные мастера — И. И. Бродский и М. С. Копейкин. Будучи студийцем, Пименов начал показывать свои произведения на художественных выставках, и два из них — «Встреча танкистов» и «Подвиг героя» — экспонировались на Всесоюзной выставке «Оборона СССР» (1940). В 1941 г., окончив подготовительные классы, Пименов становится студентом ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В конце 1942 г. вместе с институтом он был эвакуирован в Самарканд, затем переведен в Загорск. В период Великой Отечественной войны работал в оборонно-плакатной бригаде по заданию Западного фронта и в «Окнах ТАСС» г. Москвы. Занятия в институте возобновились лишь после войны, где его учителями стали И. Э. Грабарь и В. М. Орешников.

В 1949 г. Валерий Васильевич окончил институтский курс дипломной работой «В ставке Верховного Главнокомандования» и продолжил учебу уже в аспирантуре. За картину «Ленинское слово» молодому художнику была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения (1955). Проявившийся уже в ранние годы интерес к историко-революционной тематике и, вне сомнения, влияние учителей определили дальнейший путь молодого мастера. В 1957 г. он пишет картину «Рабочий контроль. 1917 год», а в 1963—1965 гг. работает над композицией «Ленинцы». Применяя на практике уроки академических педагогов, Пименов тщательно собирает натурный материал, который помог ему создать достоверно убедительные образы, и среди них портреты старых большевиков — А. А. Булышкина и М. Е. Ерофеева, окруженных пионерами. Уже с первых шагов в искусстве профессионалы отмечали его замечательные успехи в живописи, рисунке и особенно в композиции. Поэтому увлеченно он работает над историческими картинами, среди которых «Перед штурмом» (1965), «Бессонные ночи Октября» и другие, экспонировавшиеся на престижных выставках Москвы и Ленинграда.

Говоря о начальном этапе творчества В. Пименова, нельзя не отметить внутреннюю, коренную связь его художественного языка с традициями отечественной школы живописи 1940−1950-х гг., опирающимися на достижения русского реализма предшествующего времени. В этот период при всех индивидуальных достоинствах В. Пименов выступал как характерная фигура своего времени. Его историко-революционные полотна невольно напоминают этапные картины его учителей — Орешникова и Грабаря, внесших вклад в «советскую Лениниану» и утверждавших свой художественный метод и принципы подхода к живописному материалу, к построению картины, основанные на «жизнеподобии».

1960-е гг. в искусстве России стали периодом отказа от сложившихся программных стереотипов. Любая эстетическая платформа, как писал один из исследователей соцреализма, сколь бы четко ни были отчеканены ее принципы, исторически преходяща и исчерпывается вместе с идеями, ее сформировавшими. И мудрость творческой личности выражается прежде всего в том, чтобы не пропустить эту смену ориентиров, не остаться на задворках художественного процесса. Конец 1960-х гг. для В. Пименова стал новым этапом, когда начало раскрываться истинное дарование его как яркого живописца, мастера пейзажа и портрета. Это вовсе не означало, что художник отказался от реалистического метода. Но перемены, происходившие в искусстве, перемещение оценочных ориентиров с «общего» на «особенное», т. е. личностное, ясно прочитываются и в творчестве В.Пименова.

Развитию его живописного дарования, без сомнения, способствовали многочисленные поездки по стране. Он посещает Север и Среднюю Азию, увлеченно работая над этюдным материалом. В эти же годы он совершает ряд зарубежных поездок, побывав в Румынии, Болгарии, Чехословакии. Особенно плодотворной стала поездка в 1965 г. на Кубу. В этюдах, привезенных с «острова свободы», доминировали пейзажи с мотивами Карибского моря, белоснежных набережных Гаваны, крестьянских хижин и дорог, уходящих в глубь плантаций сахарного тростника.

Неудивительно, что для Пименова-живописца особым событием стала поездка в Италию в 1966 г. Как многие русские мастера, посещавшие эту страну, Пименов открывает для себя красоту природы Италии. Посвящая свои пейзажи малым и большим итальянским городам и селениям, он не боится чистых незамутненных тонов, контрастных цветовых сочетаний. Быть может, именно этот новый, открывшийся в поездках мир «спровоцировал» художника на колористическую раскованность. Так или иначе, но именно этот живой материал, не связанный с привычной живописной традицией, увиденный как бы свежим глазом, утвердил позиции автора и открыл новые горизонты его творчества.

Следующие три года (1968−1970) В. Пименов проводит в Камбодже, куда был командирован Министерством культуры СССР в качестве профессора Королевского университета искусств. Здесь он увлеченно работает не только как педагог, но и как художник-пейзажист. Среди камбоджийских пейзажей особенно выделяются циклы, посвященные древним памятникам культуры кхмеров и современной жизни страны. Храмы Ангкора X—XIII вв., затерянные в джунглях, поражают воображение зрителя своей особенной загадочной красотой. Но художник отказывается от соблазна досконально передать все детали этой необычной архитектуры. Главным выразительным средством для создания образа он избирает колорит («Храм Байон», «Вход в Байон»). На берегах Меконга и Босака Пименов пишет рыбацкие дома на высоких сваях, плавучие поселения на воде. Своеобразию быта и природы этой страны художник посвящает картину «Вьетнамские рыбаки» (1969). По впечатлениям пребывания в Пномпене им был написан и один из лучших портретов этого времени «Портрет индийской учительницы» (1969).

В 1970-е гг. продолжаются поездки по Европе. Он посещает Францию, Германию, Венгрию, Голландию. С еще большим желанием ездит по родной стране. В эти годы появляются произведения художника, посвященные Ленинграду. Среди них пейзажные мотивы с известными памятниками архитектуры и портреты деятелей культуры (О.Ф.Берггольц, В. И. Стржельчика, И.П.Владимирова). В 1971 г. достижения В. Пименова были высоко оценены, ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1994 г. — народного художника России.

Обязательным элементом творческой деятельности В. В. Пименова является преподавательская работа в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (начиная с 1950), где он занимает должность профессора кафедры живописи и композиции (с 1971). Часто, теперь уже в сопровождении учеников, приезжает он и на родину, в Череповец. Здесь в Череповецком музейном объединении устраивалась не одна персональная выставка мастера, достойно представлено его творчество в музейных коллекциях города.

Литература:

Выставка произведений ленинградских художников-земляков Вологодчины. Каталог. — Л., 1977. — С. 12−13.

Валерий Васильевич Пименов. Выставка произведений / Составитель каталога Г. Г. Макаров. — Л., 1983.

Пименов В. В. Каталог / Автор-составитель Н. Г. Моисеева. — СПб., 1999.

Источник: Л. Г. Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». — 

Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5−87822−271-X

Читать дальше

HELP