(7.4. 1932, Великие Луки - 31.7.1990, Вологда), живописец, график, монументалист, художник театра. Засл. худ. РСФСР (1974) и БАССР (1966). Чл. Союза художников (СХ) СССР с 1956. Окончил Уфим. театр.-худ. уч-ще в 1953 (педагоги А.Э.Тюлькин, Б.Ф.Лалетин, Р.У.Ишбулатов, Я.С.Хаст). В равной степ. реализовал себя в пейзаже, натюрморте, монументальной росписи и сценографии. Значит. место в его т-ве занимал индустриальный пейзаж. Для творч. манеры П. характерны повышенная декоративность, свободная игра интенсивных красочных пятен и строгая орг-ция линейных ритмов, к-рые оказали значит. влияние на развитие баш. живописи 60-70-х гг. П. создал монументальные мозаичные панно "Наша Родина" (1970, Стерлитамак), "Стройка", "Индустрия социализма" (оба 1973, Уфа). Театр. работы П. в Баш. гос. театре оперы и балета и Республиканском русском драматическом театре: "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова (1957, Гос. центр. театр. музей им. А.А.Бахрушина, Москва), "Хованщина" М.П.Мусоргского (1953), "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева (1970), "Каменный цветок" С.С.Прокофьева (1968), "Руслан и Людмила" М.И.Глинки (1963), "Коварство и любовь" Ф.Шиллера (1961); "Всеми забытый" Н.Хикмета (1964) и др. П. - участник выставок: респ., зональных ("Урал социалистический") с 1964, всерос. с 1953, всесоюз. и заруб. с 1957. Персональные выставки: 1969 (Уфа), 1973, 1983 (Москва), 1974 (Свердловск), 1975 (Ленинград). Осн. произв.: "Черные рыбы" (1967, Гос. Третьяковская гал.), "Март" (1969), "Бухара" (1966-68; обе - в Художественном музее им. М.В.Нестерова), "Горлицы" (1969, Пермская худ. гал.), "Голубые минареты" (1967, Тюменский музей изобразит. иск-в), "Зима. Скалы" (1969), "Уфимская ТЭЦ" (1971, обе - в Худ. фонде СХ РФ), "Уральский натюрморт" (1972, Мин-во культуры РФ).
Лит.: Порто И.Б. А.В.Пантелеев. Л., 1989; А.Пантелеев: Уральская симфония. Альбом. Авт. вступ. ст. Ю.Нехорошев. М., 1976.
(автор статьи - Т.Л.Речкалова)
Имя Александра Васильевича Пантелеева (1932-1990) широко известно в стране и за рубежом. Он вошел в историю современного искусства как выдающийся мастер, решавший труднейшие проблемы взаимоотношения природы и цивилизации. Мир его образов был необычайно сложен и многообразен. Метафоры, аллегории и символы создавали лексику его индивидуального художественного языка. Театральные декорации и архитектурные проекты, пейзажи Урала и Русского Севера, деревенские натюрморты и урбанистические символы, итальянские мотивы и кубинские фантазии были выполнены им за сорок лет напряженного творчества.
При жизни мастера в Москве, Вологде и многих городах России прошло шестнадцать его персональных выставок. Сорок музеев России и СНГ имеют его картины и рисунки. Шесть живописных произведений хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Более восьмидесяти коллекционеров России, дальнего и ближнего зарубежья владеют его работами. При жизни художника в его творческой мастерской хранилось около 100 картин и 1000 рисунков. Сегодня Вологодская картинная галерея насчитывает 136 произведений живописи и 1268 рисунков Пантелеева, обладая самым полным собранием его работ, охватывающим все периоды творчества мастера с 1956 года по 1990 год и все его тематические циклы и стилистические направления.
Первоначально творческий мир А.В. Пантелеева складывался из реальных впечатлений уральской природы («Весенняя таль», 1956 год). Двенадцать лет он писал с натуры, создавая лирические пейзажи в импрессионистической манере. После знакомства с искусством П. Пикассо в 1956 году молодой художник пережил подлинный творческий переворот и через десять лет выработал индивидуальный стиль, который шутливо именовал «моя косоугольная живопись» («Март. Синие тени», 1969 год).
В 1976 году художник переехал из Уфы в Вологду и сразу включился в культурную жизнь города, в 1977-1983 и в 1987-1989 годах он возглавлял Вологодскую организацию Союза художников России и очень много сделал для развития культуры и искусства в крае.
С 1981 года и до смерти Александр Васильевич Пантелеев работал в творческой мастерской по улице Козленской, 4. Бытует мнение, что мастерская – второй дом художника, слепок творческого лица, характер своего хозяина. Когда входишь в просторную, из двух помещений мастерскую Пантелеева, охватывает дух сосредоточенности и собранности и, одновременно, дух театра. Действительно, она напоминает полотна мастера. И то ли дело в больших ее пространствах, то ли в строгости интерьера, где нет ничего лишнего, и среди немногочисленной старинной мебели лишь резной буфет выделяется пышно, театрально. То ли дело в дорогих сердцу художника предметах, кочующих из картины в картину. Все это важно. Любимые, всевозможных видов кактусы, огромный, до потолка лимон, старинные фонари с цветными стеклами, черная бухарская ваза, богемский канделябр XIX века и репродукционный портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского. Предметы крестьянского быта – самовары, ковши, чаши, прялки и поставцы. Он любил этот дом, организованный его творческой волей. Три мольберта, стоявших в большой комнате, а художник всегда работал одновременно над несколькими холстами, своей конструкцией усиливали ощущение логической разумности существующего здесь мира. Размышляя долгими вечерами о предназначении художника и долгом пути к картине, мастер вглядывался в формы мольбертов, находил их сходство с крестами и говорил: «Художник кровью пишет свои картины, отдавая им душу, плоть свою, разум – все, что есть».
Картина «Натюрморт с апельсинами» 1971 года из постоянной экспозиции музея наиболее полно выражает идею всего творчества Александра Пантелеева. Его сверхзадачей было запечатлеть своеобразную модель Вселенной, и кристалл горного хрусталя позволил ему исполнить эту дерзкую мечту. Комок смятой бумаги повторяет структуру хрусталя, апельсины, ярко горя на ее белой поверхности, будто на снегу, - символизируют солнце, а синяя металлическая рыбина – знак гибнущей природы. Пантелеев много работал над индустриальным пейзажем, по праву считаясь ведущим мастером этого жанра. Но честность художника-гражданина позволила ему увидеть и гибельную сторону прогресса. Так в 1967 году появилась первая его экологическая картина «Черные рыбы». Эта работа позднее приведет автора к уникальному циклу о роботах «Чин непредвидения» 1975-1989 годов, в котором машины живут подобно людям, радуясь и страдая.
На другом полюсе творчества Пантелеева сверкающим цветком вырастает классическая тема, в ней образы античной культуры переплетаются с мотивами итальянского Возрождения («Флоренция», 1982 год) и русским классицизмом пушкинской поры («К поэту», 1977 год). В Вологде мастер вновь обратился к любимому миру театра и оформил спектакли областного драматического театра – трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос» в 1978 году и В. Шекспира «Антоний и Клеопатра» в 1986 году. С 1986 по 1990 годы он работал над кубинской серией.
Особое место в творчестве художника заняла тема Севера. С начала 1980-х годов он создавал самые гармоничные и светлые по звучанию полотна («Стол в деревне Красная», 1981 год). А в 1989 году автор приступил к написанию «Русской северной серии», о которой думал многие годы. Она явилась откровением, и всем стало ясно, что это начало нового пути художника («Притча о рыбе», 1989 год). Но из многих замыслов этой серии он успел написать только двадцать две картины. 22 января 1990 года Александр Васильевич оставил на мольберте почти законченное произведение («Последняя картина», 1990 год) и шесть начатых холстов…
(Автор статьи: И.Б. Балашова)