Учился, возможно, у Г. ван Конинкслоо, Д. Винкбонса. Испытал влияние В. Бейтевега. Работал в Харлеме (1610—1618), с 1618 — член гильдии живописцев, затем в Гааге (с 1618 — член гильдии), где был придворным художником принцев Морица и Фридриха Генриха Оранских. Писал военные схватки и жанровые сцены, но отдавал предпочтение изображению родной природы, зимних, речных, дюнных пейзажей. От локального пестрого колорита ранних работ (Зимний пейзаж с конькобежцами, 1615, Лейпциг, Музей изобразительных искусств) его живопись развивалась к единой тональности.
Сын антверпенского художника Ганса ван де Вельде. Учился у Конинсло и Давида Винкбонса. В 1612 г. стал мастером гильдии Святого Луки. Несмотря на то, что он работал в Харлеме всего лишь несколько лет с 1610 по 1618 гг., Эсайас ван де Вельде считается представителем Харлемской школы живописи, внёсшей новый, эмоциональный аспект в голландский пейзаж. Кроме пейзажей с отдельными фигурками людей Эсайас писал городские виды и жанровые картины. Позднее творчество Э. ван де Вельде отличается богатством композиции и ярким колоритом. Кроме этого художник писал застольные сцены и кавалерийские сражения, ставшие образцом для многих поколений баталистов. Его учениками были Ян ван Гойен, Питер де Нейн и Ян Асселин. Сохранилось большое количество гравюр, выполненных Эсайасом ван де Вельде.