войти
опубликовать

Семён
Львович Мейнкин

Россия • 1892−1942

Окончил Центральное училище технического рисования А.Л.Штиглица. С 1919 г. работал в академических театрах Петрограда в качестве художника-исполнителя, с 1926 г. — в Париже в театре Балиева и Гранд-Опера.

Его первый фильм «Девушка с далекой реки» вышел на экран весной 1928 года. С тех пор за 14 лет работы он был художником ( единственным или в содружестве с другими) еще на 28 фильмах. Трудился он постоянно. Его можно было найти в мастерской, где решалась изобразительная сторона нового фильма и где рождались эскизы новых декораций. Его можно было застать в павильоне киностудии, где строились эти декорации, в костюмерной, где готовились костюмы для главных персонажей. Его видели на совещании у режиссёра и в гримёрной, где он успевал напомнить готовой к съёмке актрисе о правилах этикета на аристократическом балу начала Х1Х века. Он успевал всюду. Поэтому с ним так охотно работали самые разные режиссёры, снимая фильмы самых разных жанров.

У него было блистательное начало. Встретившись на первом своем фильме с начинающим режиссёром Евгением Червяковым и молодым оператором Святославом Беляевым, он вошёл в дружный творческий коллектив, который сделал очень поэтическое произведение. Стремлением наполнить поэзией отмечены и три следующие фильма этого же коллектива: «Мой сын», «Золотой клюв» и «Города и годы». Коллеги-кинематографисты, критики и киноведы заговорили о появлении в советском кино своеобразного лирического, поэтического направления.

Из более поздних работ художника значительный интерес представляют фильмы «Юность поэта»(1937) о лицейских годах А.С.Пушкина, «Враги» (1938) по пьесе М.Горького , «Великий гражданин»(1938-1939) широкое полотно о жизни в стране в 20-30-е годы.

Особое место в творчестве художника и всего отечественного кинематографа занимает экранизация драмы М.Ю Лермонтова «Маскарад» - удивительно тонкая, глубоко личностная страница жизни лермонтовских героев и атмосферы того времени. Это была последняя работа художника, принимавшего участие в картине, которую ждала вся страна, готовившаяся широко отметить 15 июля 1941 года 100-летие со дня смерти поэта.

Официальная сдача готового фильма была назначена на 22 июня 1941. Нападение фашистских войск отменило приезд на студию Государственной комиссии и сами лермонтовские торжества. Фильм вышел к зрителю поздней осенью ограниченным тиражом.

А в Ленинграде в это время в четвертом павильоне киностудии «Ленфильм», в стоявших несколько месяцев неразобранных декорациях аристократического Петербурга, выстроенных весной художником Семеном Мейнкиным для картины «Маскарад», разместился стационар для остававшихся в городе ленфильмовцев. Был среди них и замечательный художник отечественного искусства кино, автор этих построек. Там он и умер в первых числах января 1942 года.

(автор статьи - Д.Иванеев)

Перейти к биографии