войти
опубликовать

Андрей
Прокофьевич Лекаренко

Россия • 1895−1978

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.

Знакомство Лекаренко с живописью состоялось в Красноярской художественной школе, он был в числе учеников первого ее набора. Были у Лекаренко замечательные учителя и в Петербургской школе "Общества поощрения художеств", куда поступил он в 1912 году. Это Н. Рерих, А. Рылов, И. Билибин. Они оказали доброе влияние на развитие таланта молодого живописца. Учился Андрей Лекаренко успешно, его композиционные работы и этюды обращали на себя внимание и не раз удостаивались похвалы Н. Рериха. И во ВХУТЕМАСе Лекаренко учился у не менее почитаемых педагогов - В. А. Фаворского и П. П. Кончаловского. После учения во ВХУТЕМАСе Лекаренко возвращается в Красноярск. Он, как и Каратанов, хочет знать свой край во всей полноте. В 1925 году ездит по Хакасии, а через два гола уезжает в Заполярье, изучает жизнь и быт народов Севера, собирает фольклор, делает зарисовки. Более двух лет кочевал художник на оленях и собаках по пустынным местам Таймыра от стойбища к стойбищу. Поездка на север края явилась значительным этапом в творческой биографии художника. Показ на выставке привезенных работ был первым серьезным выступлением перед зрителями. На Крайнем Севере художник нашел одну из своих тем. Суровая природа, мужественные люди на всю жизнь остались в его памяти, и Лекаренко время от времени возвращался к воспоминаниям о Заполярье, что нашло отражение во многих его произведениях. Это "Охотники эвенки", "Пастухи с Таймыра", "Стойбище на реке Джангоде", "В низовьях Енисея", "Остановка в пути. Таймыр". "Девушки нганасаки", "На Таймыре. Нганасан", "Пастухи-оленеводы с Таймыра", "За работой в чуме", "Тундра летом. Таймыр" и многое другое. В 1946 году на республиканской, а затем и Всесоюзной художественной выставке "Победа" экспонировались его пейзажи "Утро на Енисее", "В низовьях Енисея" и "На Таймыре. Нганасан". Послевоенный период наиболее плодотворный в творческой биографии художника. Именно в эти годы, помимо северного цикла, появляется большая серия пейзажных полотен, в которых прослеживается две линии, эпическая и лирическая, в образном истолковании природы. Такие работы, как "В Восточных Саянах", "Предгорья Восточных Саян", "Белогорье", "Буйбинский перевал", "Кедры и дали", "Туманы" и ряд других, - это пейзажи эпического звучания. Но не только в эпическом стиле раскрывает нам природу Лекаренко. Многие его пейзажи имею лирический характер. Это - "Сумерки над Енисеем", "Февраль. Лесной пейзаж", "Старые осины", "Начало весны", "Вечер" и многое другое. А. П. Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать серию автопортретов, замечательный портрет Д. И. Каратанова, выполненный пером и тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый интерес представляют натурные зарисовки северян: "Нганасан Мунто", "Нганасан Сундампте", "Силкин ненец", "Нганасан Ептудуси", "Нганасан в сакуе", "Мальчик-ненец Семен". Плодотворность педагогической работы Андрея Прокофьевича правительство отметило орденом "Знак Почета", а за достижения в искусстве ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.

Перейти к биографии