КУЗЬМИЧ
Алексей Васильевич
(01 июня 1945г – 31 октября 2013г)
Белорусский художник-живописец, действительный член Международной Кирилло-мефодиевской Академии славянского просвещения (2002г)
Биография
Родился 01.06.1945г в село Мохро Брестской области
В 1968 г. окончил художественную школу им. Сурикова в г. Красноярске
В 1975 г. окончил Белорусский театрально-художественный институт. Учился у Б. Аракчеева, А. Барановского, Н. Воронова, П. Крохолева.
С 1974 г. участник художественных выставок.
С 1983 г. член БСХ.
С 2002 г. действительный член Международной Кирилло-мефодиевской Академии славянского просвещения.
В 2014 г. открыта персональная картинная галерея Алексея Кузьмича на его малой родине – д. Мохро, Ивановского района, Брестской области
Жил и работал в Минске
Творчество
Работает в станковой живописи. В творчестве преобладает образ Мадонны, через который он воплощает идеалы добра, чистоты и красоты, символ жизни и возраждения славянской духовности, боль за судьбу духовной цивилизации. Картинам Кузьмича присущи характерные особенности иконной образности, в тоже время лики его Мадонн олицетворяют собой обобщенный образ возвышенной женской чувствительности. Уникальность его творчества состоит в том, что ему удалось совместить, казалось бы несочетаемое – сокральное и светское.
Основные произведения: серия работ “В Раю”, “Плач княжны Рогнеды”(1988-1990), ”Плач Ефросинии Полоцкай” (1992), ”Три Мадонны”(1987), ”Христос” (2007, две работы), “Мама“(1980), Тонущая Россия (2000), Белокурая весна (2003), Чистота (1984), Сотворение Мадонны (1999), Мир входящей (1992-1993), Нет!!! (1985-1986), Белоруссия (1990-1991), Вдохновение (1987), Памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1994) и др.
Серии работ: “Плачущие мадонны”, “Скорбящие мадонны”, “Золотые мадонны”, ”Серебрянные мадонны”.
Тему трагедии народов раскрыл в произведениях: “Памяти узников Гуллага” (1975—89), “Посвящение Чернобылю”(1988), “Посвящается детям Чернобыля”(1989-1990), ”Перевернутый свет” (1988-1989г), Апокалипсис (1988г), и др.
Одной из ключевых в творчестве художника Кузьмича является тема бытия и единства славянских народов. Ей посвящен целый цикл картин, в которые входят полотна “Русь Святая”(1991), цикл “Полыхающая Русь”, “Мадонна Киевской Руси” и др. Для Алексея Кузьмича существует единое понятие исторической Руси, неотделимое от его Родины—Белой Руси.
Автор психологических портретов известных деятелей культуры и искусства своего времени: С.Станюты и Г.Макаровой, В.Гостюхина, З.Стомы, Н.Еременко”, кинорежисеров М.Пташука и В.Турова, писателей В.Липского, А.Аврутина, Я.Чачота и др.
Произведения находятся: в музее Русского современного искусства (США), национальном Художественном музее, фондах БСХ, музеи современного искусства, национальном Историческом музее, музее истории города Минска, музее истории белорусской литературы, Брестском краеведческом музее, а так же в частных коллекциях России, США, Японии, Италии, Германии, Англии, Норвегии, Австралии, Канады и др.
1 июня 2014г открыта персональная галерея на родине живописца - д.Мохро, Брестская область, Ивановский район.
Интересные факты
В 1992 г Алексей Кузьмич привез свою пресональную выставку в г.Нью-Йорк, США. Американский зритель назвал эту выставку “Великим анти-миром”, а художника “выходцем с другой планеты”, настолько неоднозначно были оценены духовные образы Мадонн Кузьмича на фоне западного современного искусства.
В 1996г президент РБ А.Г.Лукашенко торжественно открывал выставку Алексея Кузьмича в национальном художественном музее в Минске. Тогда прозвучали слова, о том, что “эту выставку должны увидеть все провославные столицы мира!”
В 2003г мэр Москвы Юрий Лужков с супругой Еленой Батуриной посетили творческую мастерскую Алексея Кузьмича в Троицком Предместье. Юрий Михайлович был потрясен созданным “Храмом Мадонны” на небольшой площади мастерской и особенно работой “Плач Ефросинии Полоцкой”, которую увез с собой в Москву. Елена Батурина получила в подарок живописный натюрморт с ромашками.