(1904 – 1973, Петродворец)
Живописец-станковист и график, не получивший официального признания.
В 1926 году изучал принципы кубизма и супрематизма в ГИНХУКе у К.С. Малевича. Входил (вместе с В.М. Ермолаевой, К.К. Рождественским и Л.А. Юдиным) в Группу живописно-пластического реализма. Сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж». С 1934 по 1938 год по сфабрикованному обвинению отбывал срок в лагере под Карагандой. В 60-х годах разработал собственный метод в изобразительном искусстве – так называемую чаше-купольную систему, основанную на сферическом элементе формообразования. В 1966 году в Ленинградском отделении Союза художников была закрыта властями в день открытия совместная выставка художника и его жены, Т.Н. Глебовой. По сей день существует «школа Стерлигова» – круг учеников и последователей, объединяющий многих талантливых и признанных ныне художников.
1904
18 марта — родился в Варшаве в семье преподавателя Университета.
«По переводе отца в Москву — учился в гимназии, не дойдя до 7-го класса. В 1921 году поступил на службу в библиотеку Сокольнических Ермоловских мастерских. В этом же году, оставив службу, поступил в Красный воздушный флот, где прослужил до 1923 г. В этом же голу поступил на Литературные курсы при Всероссийском Союзе Поэтов, где проучился до мая 1925 г. В августе 25 г. приехал в Ленинград. В. Стерлигов» (ЛГАОРСС, ф. 4340, оп. 11, ед. хр. 71, л. 130).
1925
Познакомился в Москве с художницей В. Ермолаевой, сотрудницей ГИНХУКа, которая посоветовала Стерлигову ехать в Ленинград учиться у К. Малевича.
1926
Занимался живописью в ленинградском ГИНХУКе. Под руководством Малевича исследовал принципы кубизма и супрематизма.
«Директору Института художественной культуры К. С. Малевичу — гр. В. В. Стерлигова
Заявление
Прошу допустить меня к работе во вверенном Вам Институте по отделу Живописной культуры.
В. Стерлигов. 23/1—26 г.»
Резолюция Малевича:
«К работе по отд. живоп. культ. допустить.
К. Малевич. 23/1—26»
(ЛГАОРСС, ф. 4340, оп. 1, ед. хр. 69, л. 95).
1929—1934
Сотрудничал в детских журналах «Еж» (с 1929 г.) и «Чиж» (с 1930 г.) как художник и писатель; был близок к поэтам-обэриутам; иллюстрировал стихи А. Введенского и Д. Хармса. Выпустил в Детгизе книги «Огород», «На самолете В Америку» с собственными рисунками. Вместе с Л. Юдиным, В. Ермолаевой, К. Рождественским входил в группу живописно-пластического реализма.
1934—1938
По клеветническому доносу был арестован, Отбывал срок в лагере под Карагандой вместе с художниками В. Ермолаевой и П. Соколовым.
«1935 гол. Май. Весна в полупустыне. Огромные пространства. Увеличивая их, валяются пологие бесконечные холмы — огромные животы великанов. По ним дует сырой весенний ветер, сдувает последние заплаты снега. С начала мира тут, верно, так и было... Но зачем сюда попал „культурный Петербург"? Каким образом интеллигент из Петербурга полагал, что он, названный врагом народа, будет встречать весну тут? Сочетания недопустимые даже для бреда... Длинные бараки, в которых не может жить никакая ни на что надежда, раскиданы на одном животе великана. Они окружены двойным рядом проволоки. Над проволокой вышки, а в них стоят тулупы охранителей с ружьями. И еще в особом помещении собаки — немецкие овчарки. Ловить бегунов... Каторга...» (в. Стерлигов. Воспоминания с Петре Ивановиче Соколове. — В альбоме: Авангард, остановленный на бегу. Л., 1989, Б. п.)
1938
Освобожден из лагеря.
1939
Был председателем оргбюро Союза художников в Караганде.
1940
«Отбыв срок заключения, Владимир Васильевич получил „минус шесть". В число запретных городов входили, конечно, Москва и Ленинграл. Он прописался в Петушках, небольшом городке, на дозволенном расстоянии от Москвы». (Е. В. Сперанский, Воспоминания о В. В. Стерлигове. 1982)
Работал в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в павильоне «Ленинград и Северо-Восток РСФСР».
1941
Переехал в Ленинградскую область.
«Перед войной был прописан в Малой Вишере, так как жить в Ленинграде ему было запрещено. Ночевал у „Миски" (А. А. Лепорской) на ул. Белинского» (Е. Ковтун. Запись рассказа Стерлигова)
Был мобилизован и попал на Карельский фронт. После контузии эвакуирован в Среднюю Азию.
1942—1945
В Алма-Ате познакомился с ученицей П. Филонова Т. Глебовой, которая стала его женой. Работал в студии детского вещания Казахского радио, преподавал перспективу и историю искусства в Театрально-художественном училище. Писал стихи и вновь занялся рисунком и живописью.
1945—1960-е гг.
Вернулся в Ленинград вместе с Глебовой. Поселились в комнате бывшей квартиры Глебовых. Рисовал и занимался живописью.
«В комнату на плошади Льва Толстого мы входили с волнением, а уходили духовно обогащенные. Часто там для нас устраивались „выставки". Мы садились, а они раскладывали на полу свои новые работы. Это был щедрый дар с их стороны». (Е. В. Сперанский. Воспоминания о В. В. Стерлигове)
1951
Создал «Евангельский цикл».
1954
«Цикл ангелов».
«Ангел переступил порог. Меньшее осталось позади. Большее останется позади, когда ангел переступит и его порог. В промежутках происходит уразумение. Когда оно достигает полноты — появляется Ангел. Приходит он всегда неожиданно и снова перехолит порог меньшего в большее. Не только в иное». (В. Стерлигов. 1967).
1960, 17 апреля
«Первая бабочка» — рисунок, наметивший для Стерлигова новый путь в искусстве. Начало развития (совместно с Глебовой) нового пластически-пространственного принципа (кривая, чаша, купол). С этого времени и до смерти Стерлигов окружен многочисленными учениками. Теоретическая и практическая разработка новых художественных илей:
Свойства чашной кривой.
Прямо-кривая как новый прибавочный элемент.
«Прямая — разделение мира, кривая — соединение его (двух миров)».
«Сейчас время создать канон».
«В наше время искусство выкинуло предмет. Но уничтожен и Бог».
«Была пустыня, называлась Ховрино. Я был в середине ее. Жил в ней. И никого вокруг нее не знал. И около тоже... Новый, огромный жилой массив Москвы. Жил я в пустой квартире. Совсем новой. Три комнаты. Пустые. Совсем. Спал, залезая в мешок с бумагой. Днем мешок стоял в квартирном чулане. Просыпался вместе с солнцем и старался как можно больше оставить в рисунках удивления от стоящих вокруг куполов, пламени их и пламени чаш. Все показывалось впервые. В то время я пережил уже шестьдесят человеческих лет, а каждое утро думал, что родился только сейчас. Чувствовал так от удивления перед возникающими пламенами кривых, куполов, чаш, И вдруг в пустую квартиру, великолепную от пустоты, хозяева привезли польский гарнитур».
Созданы цикл «Моря», серии «Дьяконы» и «Певчие».
1965, 10 октября
Открылась выставка работ Стерлигова в мастерской на Лесном проспекте (Ленинград).
Был издан каталог (офорт, 10 экз., доски уничтожены) с теоретическими заметками художника.
«Я отказываюсь, что это моя выставка. Нет речи о моей выставке. Дело в явлении, а она, выставка, — всеобщая. Она ничья. Это высшее приглашает и тебя».
1966, 19 апреля
Открылась выставка работ Стерлигова и Глебовой в ЛОСХе. Выступление Стерлигова. (Выставка была закрыта правлением ЛОСХа через 4 часа после открытия).
1968, 11 января
Встреча со Стерлиговым в Кофейном домике Летнего сада (клуб «Россия»). Выступление Стерлигова о новых пластических идеях, демонстрация рисунков. Проблема антимиров.
«Пространство выворачивается наизнанку». Постоянное чувство верха и низа, но не так, как только верх и низ, а низ — он же и верх, а верх — он же и низ. Низ — как паление вверх, теперь свойственно низу падать вверх, а верх, как постоянное пребывание, бесстрашно сохраняющее в себе возможность паления вниз. Пример — картина Пуссена „Орфей и Эвридика", где в углу одежды летят вверх. Ощущение живописно-пластической тяжести, а из-за того, что и верх и низ сейчас способны занимать места друг друга, рождается ощущение БЕЗВЕСИЯ. Если нет у живописи этого ощущения — то подожди писать. Ла, живописно-пластический мир картины висит, а не весит, так же как и солнце». (Запись выступления Стерлигова 11 января 1968 г. Кофейный домик).
1970, 31 января
Однодневная выставка работ Стерлигова и Глебовой в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры (Москва). Экспонировались также работы учеников Стерлигова — Е. Александровой, А. Батурина, А. Киселева и С. Спицына. Теоретический вечер «О прямой и кривой (Некоторые пространственные проблемы после кубизма)».
1970, 22 октября
Выставка работ Стерлигова и Глебовой в Гравюрном кабинете ГМИИ им. А. С. Пушкина Москва). Теоретический вечер.
1971
Французский искусствовед Мишель Рагон посетил Стерлигова в Петергофе и опубликовал о нем статью.
«Стерлигов создал школу. Его влияние чувствуется даже на художниках других направлений». (Jardin des Arts, Paris, 1971, No 200—201).
1972, 5 ноября
Выставка «Матюшин у себя в мастерской».
Выставка работ Е. Гуро в мастерской Стерлигова. Теоретический вечер.
1973
Создал цикл работ: «Распятие», «Голгофа», «Рождество», «Гора Сион».
21 октября — последняя выставка работ Стерлигова «Скрытая геометрия форм» (с участием учеников художника). Мастерская художника на Петроградской стороне, Ленинград.
1973, 1 ноября
В. В. Стерлигов скончался в Петергофе.
(Составитель: Е.Ф. Ковтун)