войти
опубликовать

Дмитрий
Иннокентьевич Каратанов

Россия • 1874−1952

Биография и информация

Родился в 1874 г. в с. Аскыз в Хакасии. Учился в городском Красноярском училище, с 1892 г. по 1896 г. - в Императорской Академии Художеств в г. С- Петербург. С 1904 года живет и работает в г. Красноярске, преподает в Красноярской рисовальной школе им. В.И. Сурикова. В качестве художника он принимает участие в научных экспедициях: в 1907, 1909, 1921 гг. в Туруханский край, в 1911 г. - в Манское белогорье, в 1927 и 1928 гг.- на реки Кеть, Тым, Вах Нарымского края. Река Енисей и ее бассейн, быт сибирской деревни, местные средства сообщения, трудовые процессы охотника и рыбака, типы приенисейских туземцев, тундра и тайга, снежные белогорья Саян – все это находит достаточное отражение в зарисовках, этюдах и эскизах художника.

(1874 - 1952) - представитель старшего поколения красноярских художников. С родным краем была связана вся его жизнь, творческая и общественная деятельность. Много сил отдал он строительству новой социалистической культуры, активно участвовал в организации первых художественных выставок, в создании Восточно-Сибирского, а затем и Красноярского краевого Совета он вносил практические предложения по вопросам развития культуры и искусства. Ему первому из сибирских художников было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства РСФСР. Д. И. Каратановым, прекрасным педагогом, подвижником искусства, воспитаны многие красноярские художники. Творчество его служило как бы связующим звеном между русским реалистическим и нарождавшимся новым советским искусством: ведь его деятельность началась задолго до Октября, а наставником был великий Суриков. Их первая встреча произошла в 1888 году, и потом они виделись каждый раз, когда В. И. Суриков бывал в Красноярске. Василий Иванович был с детства знаком с отцом Каратанова. Эта близость имела особое значение. Суриков постоянно следил за успехами юного друга, помогал ему разбираться в сложных вопросах творчества, давал советы и настоял, чтобы Каратанов ехал учиться в Академию художников. Вторым учителем Каратанова был М. А. Рудченко, который в течении двух лет готовил его к поступлению в Академию. В 1892 году восемнадцатилетний Каратанов "двинулся в далекий Петербург" и был принят в число слушателей Академии. Здесь самым любимым его учителем был А. И. Куинджи, очень ценивший самобытный талант Каратанова. Полный курс обучения в Академии Каратанов не закончил. После четырех лет обучения он возвратился в Красноярск. Началась самостоятельная творческая работа. О причинах досрочного отъезда из Петербурга Дмитрий Иннокентьевич никогда никому не рассказывал. Творческое наследие Каратанова весьма обширно. Он был неизменным участником всех городских, краевых, всесибирских художественных выставок, начиная с 1900 года. Некоторые его произведения экспонировались в Москве как в дореволюционные годы, так и в наши дни. Дмитрий Иннокентьевич много путешествовал по краю. Он первым из сибирских художников десятки лет отдавал вдохновенной работе по художественному освоению Севера, его природы, труда и быта коренных жителей Заполярья. С наилучшими экспедициями Каратанов совершил до десятка поездок на Север, шесть из них - до Октября. Многочисленные карандашные рисунки, акварели, этюды маслом, то более или менее законченные, то выполненные "на ходу", явились своеобразным художественным репортажем "самой жизни", именно в этом их неизмеримая ценность. Пейзажи, архитектура, предметы труда и быта, типы людей, жанровые сцены, в которых мы найдем и трудовую деятельность: "Кеты-рыбаки", "Разгрузка лодки", "Починка невода", "После рыбной ловли", и бытовые сценки, метко схваченные глазом художника: "Чаепитие в чуме", "За беседой", "Охотники", "Эвенкийские женщины у ручья", "Смерть шамана", "Суглан". Послеоктябрьский период был наиболее плодотворным для Каратанова. Им созданы интересные и важные по теме произведения исторического и портретного жанров. Наиболее значительные из них: "Партизаны", "Землепроходцы в Сибири", "Маевка на "Столбах" в 1905 году", "Похороны рабочего Чальникова", "Красноярский бунт в 1695 году", "Портрет В. И. Ленина периода сибиркой ссылки", "Портрет командира партизан П. Е. Щетинкина", "Потрет А. Д. Кравченко" и т. д. Д. И. Каратанов оставил нам замечательные пейзажные полотна, в которых природа Сибири нашла свое наиболее правдивое истолкование. В пейзажах Каратанова тесно переплетаются и лиризм, и эпическая мощь природы. Величавостью образа, и естественной простотой привлекает пейзаж "Вид на "Столбы" зимой". Художник развертывает панораму местности, показывает захватывающую глубину пространства. Природа открывается человеку, покоряя его своим богатством, размахом, эпическим спокойствием и тишиной. Видное место в творчестве Каратанова занимал Енисей. Могучая сибирская река покоряла своим величием и красотой многих живописцев. Не одно произведение посвятил ей и Каратанов: "Енисей. Последние льды", "Енисей. Карга", "Енисей близ Селиванихи","Ледоход на Енисее", "Енисей у Бирюсы", просто "Ледоход", "Енисей. Ледоход", "Енисей у Дудинки". В 1940 году Каратанов совершил поездку в Туруханск и Курейку. Сделано было более 80 рисунков мест, где отбывали ссылку Я. Свердлов, И. Сталин, С. Спандарян. Работы были показаны в 1947 году на межобластной художественной выставке в Новосибирске и получили самые восторженные отзывы зрителей и критики, а их автор был награжден Почетным дипломом и премией. Самобытное, оригинальное, со своим, не на кого не похожим пластическим строем, творческое наследие Каратанова является значительным вкладом в сибирское искусство.