войти
опубликовать

Василий
Васильевич Купцов

Россия • 1899−1935
Живописец. Свидетельство об окончании ВАХ выдано на основании акта квалификационной комисии, рассмотревшей предоставленные эскизы и этюды последней постановки 4 курса на мастерство.

Пскович, родился в семье сапожника в 13.03.1899 году. Решающим событием его жизни стало поступление осенью 1913 г. на мозаичное отделение Псковской художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан дер Флита, где он сразу приобрел репутацию одного из самых талантливых учеников.
По окончании школы в 1918 г. "с наградой и похвалой за практические занятия в мастерских", он был оставлен при мозаичной мастерской в качестве мастера-наставника практических работ, но уже в 1921 г.уезжает по направлению Губоно в Петроград для продолжения художественного образования.
Несмотря на материальные трудности и другие тяготы временя, годы учебы в Академии (Живописец. Свидетельство об окончании ВАХ выдано на основании акта квалификационной комисии, рассмотревшей предоставленные эскизы и этюды последней постановки 4 курса на мастерство.) были для него счастливыми. Купцов полон сил, надежд, впечатлений и, несмотря на сложности сообщения между Псковом и Петроградом, успевает участвовать в художественных выставках Пскова, неизменно внося в них дух бунтарства и дискуссионности, и это неудивительно: в Петрограде он попадает в сгущенную атмосферу смелых, подчас революционных художественных исканий. Он становится членом "круга художников", объединения, считавшего своей задачей создание "стиля эпохи".
Кроме того, в конце 1920-х гг. Купцов попадает в поле притяжения другого, еще более мощного "генератора" творческих идей - Павла Филонова, создателя революционного "аналитического метода", перевернувшего прежние представления об искусстве. Любопытно, что являясь страстным приверженцем художественно-философской системы Филонова, Купцов ни в коей мере не стал бездумным подражателем и в ряду его учеников занимал обособленное место.
К 1932 году художник уже достиг творческой зрелости, с законной гордостью именует себя "мастером-исследователем" и полностью поглощен работой над картинами на тему авиации.
Есть основания полагать, что его увлечение самолетами зародилось еще в Пскове. То были годы Первой мировой войны. Соученик Купцова по художественно промышленной школе Алексей Ивановский вспоминал: "В городе было тревожно. Было много военных. Прибыл 7-й авиаполк... На Завеличье был отведен аэродром - поле, на котором раньше пасли скот. Над этим аэродромом Фарманы и Ньюпоры каждый день удивляли зрителей, т.е. зевак своими мертвыми петлями, бочками, иммельманами... И вот однажды прилетел "Илья Муромец" - чудо тогдашней техники, а на нем сразу 16 человек команды. Мы пошли смотреть "Илью". Он стоял среди поля. Его можно было осматривать, трогать. Он никем не охранялся. Зрелище было удивительное. Удивительно нам было и то, как этот огромный комод, сделанный из фанеры, не развалился в воздухе, а если не в воздухе, то при посадке на кочковатый аэродром".
Уже в первой известной нам значительной работе Купцова, "Первое мая" (1929 г.), ныне хранящейся в Третьяковской галерее в Москве, празднично украшенный город показан с высоты летящего самолета.
До настоящего времени сохранились три живописных полотна Купцова на тему авиации: "Самолеты. Аэросев", 1931 г. (Псковский музей-заповедник), "АНТ-20 Максим Горький", 1934 г. (Государственный Русский музей) и "Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства", 1933 г. (Музей вооруженных сил России, Москва).
Творческий путь талантливого, фанатично преданного искусству художника прервался внезапно. Этот трагический конец был в прямой связи с усилившимся преследованием П. Филонова и его окружения так называемыми репрессивными органами. 10-м октября 1935 г. помечена в дневнике Филонова следующая запись: "У Купцова был обыск. Пришли ночью - все перерыли - взяли переписанную им мою "Идеологию ИЗО", книжечки Бакунина и Кропоткина".
Не выдержав напряжения в ожидании неминуемого ареста, Купцов вскоре повесился. В воспоминаниях сестры Филонова, Т. Н. Глебовой читаем: "24 октября 1935 г. Филонову позвонили по телефону и сообщили, что Купцов покончил с собой, брат был потрясен и поехал на следующий день... попрощаться... "Как было сообщено в некрологе 28 октября, помещенном в вечернем выпуске "Красной газеты", "последнее время Купцов работал над большой картиной "Штурм богов (дирижабль Циолковского в небе)". Для выставки "Индустрия социализма" он сделал творческую заявку на картину "Большевики штурмуют небо" и уже начал делать эскизы".
(Источник: Псковские хроники)
Перейти к биографии