(1937–2015)
Художник-график. Заслуженный художник России. Член Союза художников СССР.
Родился в Москве. В 1946 переехал с родителями в Ленинград. В 1949–1956 гг. учился в Средней художественной школе при Академии художеств СССР. В 1956–1962 гг. овладевал классическими изобразительными средствами на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, ученик выдающегося ленинградского графика А.Ф. Пахомова. Дипломная работа в ВАХ - серия эстампов "Альпинисты", оценка - хорошо. Обучение проходило на графическом факультете. Присвоена квалификация художника-графика. С 1965 кандидат, а затем и член Союза Художников СССР. Участник большого числа крупнейших художественных выставок, организовал ряд персональных выставок. Именно поэтому художник оценил мобильность и богатейшую цветовую гамму пастели, при этом он опирается на классические традиции искусства пастели. Владимир Александрович Емельянов известен как мастер станковой гравюры, рисунка, акварели и пастели. В 1970-е годы работал как художник маринист при Центральном военно-морском музее в Ленинграде, создав уникальную серию гравюр, посвященных северному военно-морскому флоту. В. Емельянов объехал в творческих поездках весь Советский Союз: Арктику и Крайний Север, Кольский полуостров, Сибирь, Чукотку, Камчатку, Дальний Восток, Якутию, Среднюю Азию, Крым, Кавказ, Туву, Вологодскую и Костромскую земли. На основе натурных работ он создал не имеющие аналогов в советским искусстве серии линогравюр «Воспоминания о Севере», «Беломорье», «Подводники северных морей», «Северный флот», «На Байкальской трассе», «Мальчишки и море». В.А. Емельянов проиллюстрировал замечательными рисунками книгу путешествий Виктора Конецкого «Вчерашние заботы». Много и плодотворно работал в зарубежных поездках в Португалию, Францию, Египет. В поездках он пишет с натуры, в основном пастелью и карандашом. В. Емельянов смело берется рисовать старинные храмы и дворцы со сложной архитектурой, жилые дома, жанровые сцены, узкие улочки средневековых городов, величественные и загадочные пирамиды. Ему интересно все в прекрасном окружающем мире, он его исследователь и реалистический живописец-рисовальщик. Его метод в пастели построен на составлении рисунка из разноцветных, сбалансированных по тону, небольших штрихов на тонированной бумаге, он требует предельной собранности и точности. Он создал индивидуальный, хорошо узнаваемый авторский почерк в пастели, поэтичный и естественный, созерцательный и философский.В 1960-1990-е годы он создал замечательную серию монотипий «Белые ночи», посвященную Ленинграду-Петербургу. Поэтическое и романтическое восприятие автора здесь проявляется в наибольшей степени. Его монотипии построены как фантастические собирательные образы любимого города, созвучные его классической архитектуре, музыке и поэзии. В этих работах очень много личного восприятия художником города и его культуры, в них он рассматривает себя как духовную частицу жизни города, ее непосредственного участника. Это заметно и в его первых работах серии, и в монотипиях 1990-х годов, где появляется чувство тревоги, философского осмысления судьбы города и его жителей. В.А. Емельянов является участником художественно-просветительских проектов «Петербургская пастель», «Петербургская красавица», «Душа Петербурга», «Белые ночи Петербурга», «Дворцы и парки Петергофа в искусстве пастели». Произведения В. А. Емельянова находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее Академии художеств, Центральном Военно-Морском музее, ГМЗ «Петергоф», Государственной Публичной библиотеке, Мурманском Краеведческом музее, Республиканском краеведческом музее Бурятии, других музеях России, а также в частных собраниях в России, Португалии, Франции, Германии, Англии, Италии, США, Бразилии.