Живописец. Жена Д.Кардовского. Окончила петерб. АХ (1899), ученица В.Савицкого и И.Репина. В 1899-1901 жила в Мюнхене, в 1902-18 и после 1945 – в Петербурге - Ленинграде (1902-18 и после 1945), в 1923-41 - в Москве. Участница выставок с 1896. Член "Нового об-ва художников" (1903-17). Портреты, пейзажи, тематические картины "Прозрачная тишина" (1906), «Портрет Анны Ахматовой» (1914), «За книгой» (1917), «Портрет В.Фигнер» (1930), «К.Е.Ворошилов обучает работниц стрельбе» (1931), «Снопы» (1933), «В.Качалов за гримом» (1937) и др. работы.
(1875, Чернигов - 1952, Ленинград)
Вошла в историю русского искусства как одна из первых художниц, представленных к званию академика наряду с А.П. Остроумовой-Лебедевой и З.Е. Серебряковой. Первое художественное образование она получила в харьковской студии профессора Шрейдера — мастера реалистического пейзажа (1891 -1894). В 1894 Делла-Вос поступила в Академию художеств (1894— 1899), где занималась в мастерской И.Е. Репина. В 1897 она дебютировала на выставке Общества поощрения художеств «Опыты художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников» с эскизами к полотну «ЖАННА ДАРК». После окончания Академии она вышла замуж за известного художника графика Д.Н. Кардовского, и два года провела с супругом в Мюнхене. Под влиянием Кардовского она обращается к иллюстрации. Первыми работами на новом этапе стали иллюстрации к рассказам А.П. Чехова «Спать хочется» и «Черный монах», выполненные в 1903 уже в Петербурге. Наиболее плодотворным для творчества Делла-Вос-Кардовской стал период 1906-1907. Она выступила уже как самостоятельный сложившийся мастер с полотнами «ДЕВУШКА С ЛЕЙКОЙ», «ПРАЧКА» и «ДЕВОЧКА С ВАСИЛЬКАМИ» на выставках Нового общества и московского Союза художников. Эти произведения отличает свежесть восприятия незатейливого мотива, в котором художница умела находить очарование. В этот же период Делла-Вос-Кардовская ей были близки мастера «Мира искусства». Она не участвовала в выставках объединения, но их влияние сказалось в обращении к видам дворцовой архитектуры Царского Села и Павловска («СРЕДИ ЗЕЛЕНИ», «ФАСАД ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА», «ВОЛЬЕР В ПАВЛОВСКЕ»). С 1903 художница совмещала творческую и педагогическую деятельность. До 1910 Делла-Вос-Кардовская руководила собственной школой-студией в Царском Селе, а после Октябрьской революции открыла бесплатную школу в Переславле-Залеском. В 1912 она побывала в Швейцарии, где создала цикл пейзажей, в которых нашло отражение ее недолгое увлечение искусством П. Сезанна. После революции Делла-Вос-Кардовская вновь обратилась к реалистическому пейзажу («ХОЛМЫ ПОД ПЕРЕСЛАВЛЕМ», 1926), но наиболее ярко талант художницы проявился в портретах. Она работала в этом жанре и ранее, но писала преимущественно своих близких («ПОРТРЕТ Д.Н. КАРДОВСКОГО», 1913; «ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ»; «АВТОПОРТРЕТ»). Позднее художница исполняла портреты видных деятелей отечественной культуры и науки.