войти
опубликовать

Владимир
Николаевич Гаврилов

Россия • 1923−1970

Живописец, засл. худ. РСФСР (1968). Окончил Моск. худ. ин-т (1951), ученик С.Герасимова, В.Почиталова. Жил в Москве. В 1942-45 художник Студии военных художников им.Грекова. С 1945 участник выставок. Живописные полотна "К родным местам" (1944-47, совм. с Б.Неменским), "Всюду огни строек" (1951), "Май. Северная ночь" (1954), "Вечер" (1957), "Свежий ветер" (1957), "Кончился трудовой день" (1961), "В 1941. После боя" (1966) и др. работы.

Родился и уиер в Москве. Пос­ле окончания школы был призван в армию и отко­мандирован в Студию военных художников им. М.Б. Грекова. В 1944 (вместе с Б.М. Неменским) им была написана кар­тина «К РОДНЫМ МЕС­ТАМ», повествующая о жите­лях деревни, вернувшихся в родные места. С картины «РОДНЫЕ ПОЛЯ» начинает­ся участие Гаврилова в худо­жественных выставках. После окончания Великой Отечест­венной войны он поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1945-1951). Среди его наставников были И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Д.К. Мочальский, Е.А. Кибрик и др. В период учебы в инсти­туте было создано полотно «А.Н. РАДИЩЕВ» (1950), во­шедшее в золотой фонд совет­ской живописи. Гаврилов изу­чал творчество многих отечест­венных и зарубежных худож­ников, но особое отношение у него было к В.И. Сурикову, образ которого стал темой дипломной работы. Результатом долгой и кропотливой ра­боты, изучения исторического материала стало полотно «В.И. СУРИКОВ» (1951, Му­зей Академии художеств, Санкт-Петербург). Дипломная картина Гаврилова экспониро­валась на Всесоюзной художе­ственной выставке в 1951.

Гаврилов был одним из талант­ливых представителей поколе­ния живописцев, чье творчест­во определило характерные черты советского изобразитель­ного искусства 1950-1960-х. Тонкий колорист, мастер пей­зажа и композиции, художник развивал в своем творчестве традиции русской реалистиче­ской школы («МОЛОДЫЕ ИЗЫСКАТЕЛИ», 1952; «ТЕП­ЛЫЙ ВЕЧЕР», 1954; «ХО­ЛОДНЫЙ ДЕНЬ», 1959; «РА­ДОСТНЫЙ МАРТ», 1960; «СВЕЖИЙ ДЕНЬ», 1958). В 1954 Гаврилов впервые прие­хал в дом творчества «Акаде­мическая дача» (под Вышним Волочком) в качестве художе­ственного руководителя. Это были места, связанные с име­нем А.Г. Венецианова, где ху­дожник работал над своими картинами и создал замеча­тельную школу. В 1954 Гавриловнаписал полотно «МАЙ. СЕВЕРНАЯ НОЧЬ», напол­ненное любовью и нежностью к русской природе и человеку, где с новой силой проявилось колористическое дарование ху­дожника. Зрителям Гаврилов известен прежде всего как мас­тер сюжетно-тематической картины («ДНИ ВОЙНЫ. ФРОНТОВОЙ ОТПУСК», 1966; «ЗА РОДНУЮ ЗЕМ­ЛЮ», 1959, ГТГ; «ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ С ПРИЕМ­НЫМ СЫНОМ», 1969; «КОНЧИЛСЯ ТРУДОВОЙ ДЕНЬ», 1961; «РАДОСТНЫЙ МАРТ», 1960 и др.). Художник увлеченно писал пейзажи, поэ­тические натюрморты, работал над портретом («СОЛНЕЧНЫИ ДЕНЬ». 1965; «МАРТ», 1965; «НОЧНОЕ ОКНО», 1969; «ЛЕСНЫЕ КО­ЛОКОЛЬЧИКИ», 1965; «НА­ТЮРМОРТ G КИСТЯМИ», 1969; «ПОРТРЕТ ЖЕНЩИ­НЫ С ГИТАРОЙ*, 1955; «ДЕ­ВОЧКА В БЕЛОМ», 1958; «ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ», 1962; «АЛИНА», 1965). Человек яркой творческой мысли, Гаврилов создавал про­изведения о своем времени и страстно утверждал живую си­лу художественных идеалов русского искусства. Лучшие полотна Гаврилова вошли в экспозиции многих музеев страны, в том числе ГГТ, ГРМ. В 1971 за картины «ДМИТ­РИЙ ФЕДОРОВИЧ С ПРИЕМНЫМ СЫНОМ», «ЗА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ» и «РАДОСТНЫЙ МАРТ» художник был отмечен Госу­дарственной премией РСФСР им. И.Е. Репина. Персональная выставка Гав­рилова состоялась после его смерти, в 1975, в залах Акаде­мии художеств СССР — сна­чала в Ленинграде, затем в Москве.

С 1968 Гаврилов преподавал в Московском государствен­ном художественном институ­те им. В.И. Сурикова.

Литература:

Лапшин В.П. Владимир Гаврилов. М., 1965.

Вишняков Б.В. В.Н. Гаврилов. Л., 1989.

Перейти к биографии