После Сталинградского сражения он попал в окружение и был взят в плен. Совершить побег из немецкого лагеря в Германии удалось только со второй попытки. Вечтомов перешел границу с Чехословакией и благодаря чистой случайности добрался до Праги, где с давних пор жил в эмиграции брат отца — известный виолончелист мирового класса Иван Вечтомов. Он и его семья скрывали в пражской квартире бежавшего из плена племянника. Окончил Вечтомов войну в словацком партизанском отряде. После демобилизации, в 1946, он поступил в Московское городское художественное училище. Его учителями были М.С. Перуцкий, К.Г. Дорохов, М.Т. Хазанов, С.С. Боим. В 1949 училище расформировали за «формализм», а учащихся перевели в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, которое Вечтомов и окончил в 1951. Начало самостоятельного творчества связано с натурным пейзажем. В конце 1950-х на смену натурным работам пришли беспредметные композиции. В произведениях художника стала просматриваться космичность сознания: обобщенные реальные и геометрические формы помещались в условно-бескрайнее пространство. Уже в 1958, желая отойти от господствовавшего официально-идеологического искусства, Вечтомов создал первую композицию в новой для себя пластической форме - «РЕКВИЕМ» (ГТТ). Жил в это время художник в городе Долгопрудном (под Москвой). В поселке Лианозово (недалеко от Долгопрудного) произошло знакомство Вечтомова с художником Е.Л. Кропивницким и его женой О.А. Потаповой, а позднее и с их сыном Л.Е. Кропивницким, вернувшимся из советских лагерей после реабилитации. Так возникла «Лианозовская группа». В то время в определенной мере членов группы объединяло почти общее обращение к экспрессионистической традиции. Вечтомов уже в середине 1960-х вернулся к прежней творческой установке, где главное цвет, форма, пространство. Художник говорит о своей работе: «В основе того многого, что я изображаю, лежат реальные впечатления и ощущения от реальности, от окружающих предметов, живых существ, обстоятельств. Но важно то, что я всегда ощущаю, стремление приобщиться к тайнам мира и миросоздания». Произведения Вечтомова трудно отнести к какому-либо традиционному жанру. Это скорее некие символико-аллегорические композиции, основу которых составляют условные, сильно абстрагированные формы и напряженные, часто трагические и тревожные контрастные цветовые сочетания . К таким произведениям относятся - «ДОРОГА», 1983; «ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ», 1990; «ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО», триптих, 1976; «ДОН КИХОТ», 1991.Художник много ездит по стране - в 1970-х в Тюменскую область, Киргизию, Хабаровский край, на Охотское море, Сахалин и Курилы. Впечатления от этих поездок нашли отражение в работах «СТРАЖИ КУНАШИРА» (1979), «ПОЛНОЛУНИЕ» (1990), «МЕДИТАЦИЯ» (1990).
В течение 45 лет творческого пути Вечтомов участвовал во многих выставках в России и за рубежом. Его первая персональная выставка состоялась в 1961 в Москве; в 1972 - в Чехословакии в Праге; в 1983 в Москве в зале на Малой Грузинской улице; в 1990 в Германии в городе Фульде; в 1995 в Хабаровске в Дальневосточном художественном музее; в 1996 в Москве в галерее А-3.