Регистрация
Владимир Григорьевич Вейсберг
Россия 1924−1985
Подписаться2             
Подписаться2             
Биография и информация
 

Живописец. Член Союза художников СССР.

С 1943—1948 учился в студии ВЦСПС у ху­дожника С.Н. Ивашева-Муса­това, позднее посещал мастер­ские И. И. Машкова и А. А. Осмеркина. В первые годы про­фессиональной работы худож­ник обращался к опыту раз­личных направлений живописи — импрессионизма, постим­прессионизма, к цветовым принципам А. Матисса и пред­метно-пространственным кон­струкциям П. Сезанна. Вейсберга отличал глубокий инте­рес к проблемам философии, теории искусства, литературе, поэзии и музыке, что помогало ему в решении конкретных жи­вописных проблем. Начало самостоятельной твор­ческой работы художника от­носится к 1940-м. Вейсберг бы­стро нашел свой художественный почерк. Ранние работы еще явно свидетельствуют о впечатлениях, полученных в студиях И. И. Машкова и А. А. Осмеркина. Таковы его натюр­морты с фруктами, в которых цветовая гармония служит ма­жорному звучанию образа («НЕУБРАННЫЙ СТОЛ», 1953). В начале 1950-х Вейсбергом были написаны глубоко психологические портреты. Выразительность в них достигается контрастами насыщенного цве­та — «ПОРТ­РЕТ ЛИЗЫ ПАВЛОВОЙ», 1957; «ГРУППОВОЙ ПОРТ­РЕТ СЕМЬИ ЩЕГОЛЕВЫХ», 1958. В это время Вейсберг сблизился с художни­ками, ориентировавшимися на традиции объединения «Буб­новый валет», и в 1961 он вы­ступил на совместной выставке с Н. И. Андроновым, Н. А. Егоршиной, К. А. Мордовиным, Б. Г. Биргером, М. В. Ивановым, М.Ф. и П. Ф. Никоновыми, Л. Л. Берлиным. Эта группа по­лучила название «Группа 8». Вейсберг неустанно работал, стремясь свободно овладеть профессиональным мастер­ством, тщательно и последова­тельно изучал творчество вели­ких мастеров прошлого. Серь­езное осмысление достижений художников нового времени, анализ структуры их произве­дений привели Вейсберга к собственной теории в живопи­си. Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом». К осуще­ствлению этой идеи он настой­чиво шел всю жизнь. «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» со­стоит из множества едва разли­чимых «частиц» цвета. Сам ху­дожник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощу­щаемый постепенно сквозь (че­рез) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Ког­да он заторможен нашими ог­раниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Свет для живописца не имеет ничего общего с освещением предметов, он как бы возника­ет изнутри картины («БЕЛОЕ НА БЕЛОМ», 1961). С 1962 Вейсберг начал писать гипсо­вые фигуры, преимущественно геометрические, и с тех пор эта пластическая тема варьирова­лась им в течение всей его творческой жизни. Кубы, ци­линдры и пирамиды, выкра­шенные белой краской, сохраняли лишь свою геометриче­скую сущность, лишаясь харак­тера материала. Из этих пред­метов художник строил беско­нечное количество компози­ций, каждая из которых была настолько точной и завершен­ной, что не допускала никаких изменений. Грани, плоскости, изгибы поверхности всегда ста­новились объектами для глав­ного — выявления света, кото­рый пронизывал их и который они как бы излучали («НА­ТЮРМОРТ С КОЛБАМИ», 1964; «НАТЮРМОРТ С КАР­ТОШКОЙ», 1965). Внутрен­няя связь, соподчинение пред­метов в полотнах художника составляли гармонию, подчи­ненность пространству, создан­ному мастером и основанному на тончайших цветовых и све­товых отношениях. Помимо геометрических фигур художник помещал на свои полотна раковины, красо­та которых выявляется в его работах благодаря тончайшим реальным цветам («НАТЮР­МОРТ С КОРАЛЛОМ», 1977). Позднее он начал писать портреты. В этих произведениях духовное начало, пожалуй, выявилось еще отчетливее благодаря орга­ничному слиянию видения об­лика модели и своего внутрен­него субъективного пережива­ния.

Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и пере­улки. Его рисунки абсолютно классичны и напоминают рабо­ты старых мастеров при всей современности ощущения и видения. Вейсберг был пре­красным педагогом, многие ху­дожники, учившиеся у него, с благодарностью вспоминают его уроки. С 1959 по 1984 Вейсберг преподавал живопись в студии Института повыше­ния квалификации Союза ар­хитекторов СССР, с 1964 по 1966 — на Курсах телевидения Москвы. Жизнь художника в искусстве была трудной, рабо­ты вызывали непонимание и критические отзывы. Впервые его произведения экспонирова­лись в 1956, и до 1985 Вейс­берг участвовал в различных выставках. Первая персональ­ная выставка состоялась уже после кончины художника — в 1988. Большая часть работ Вейсберга находится за грани­цей в частных собраниях.

Литература:

Владимир Григорьевич Вейсберг. Живопись, рисунок, акварель. Каталог выставки. М, 1988.

Владимир Григорьевич Вейсберг. 1924 — 19985. Живопись, акварель, рисунок. Каталог выставки из собрания Государственной Третьяковской галереи к 70- летию со дня рождения. М., 1994.

Читать дальше
Работы понравились
Ольга Хелберг
Natali Tim

Лента
Владимир Григорьевич Вейсберг. Лежащая натурщица
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Владимир Григорьевич Вейсберг. Яблоки
Владимир Григорьевич Вейсберг. Неубранный стол
Владимир Григорьевич Вейсберг. Натюрморт с утюгом
Владимир Григорьевич Вейсберг. Белый кувшин и тарелка на полотенце
Владимир Григорьевич Вейсберг. Гипсы в мастерской
Владимир Григорьевич Вейсберг. Сюжет 1
Вся лента
Работы художника
всего 11 работ
Владимир Григорьевич Вейсберг. Арбуз и виноград
1
Арбуз и виноград
1960
Владимир Григорьевич Вейсберг. Портрет Маши Либединской
0
Портрет Маши Либединской
1958
Владимир Григорьевич Вейсберг. Портрет детей
0
Портрет детей
1961, 63 см
Владимир Григорьевич Вейсберг. Газеты
0
Газеты
1965
Владимир Григорьевич Вейсберг. Сюжет 1
0
Сюжет 1
Владимир Григорьевич Вейсберг. Гипсы в мастерской
0
Гипсы в мастерской
Владимир Григорьевич Вейсберг. Белый кувшин и тарелка на полотенце
0
Белый кувшин и тарелка на полотенце
Владимир Григорьевич Вейсберг. Натюрморт с утюгом
0
Натюрморт с утюгом
Владимир Григорьевич Вейсберг. Неубранный стол
1
Неубранный стол
Посмотреть все 11 работ художника
HELP