Его упрекали в легкомыслии, говорили, что попусту растрачивает талант. Дюфи в самом деле обходил стороной изображение пороков общества и заигрывания с мировой бездной и экзистенциальным отчаянием. Он заявлял:
«Если праздники так нравятся людям, почему они не могут нравиться мне, художнику?». Элегантная небрежность и радость бытия - вот что желал писать Дюфи. Регаты и скачки, породистые лошади и не менее породистые джентльмены, изящные дамы и жизнь как праздник – таков стиль Рауля Дюфи.
Рауль Дюфи
(фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр — 23 марта 1953, Форкалькье) был старшим сыном в многодетной семье. Отец Рауля служил в Гавре бухгалтером, а по выходным превращался в хормейстера и органиста в одной из церквей. Мама занималась детьми. С 14 лет Рауль как старший ребенок, чтобы помогать семье, начал работать в компании, импортирующей кофе. Сидя у конторского окна, выходящего на гавань, мальчик бесконечно рисовал ее, суда, море. Рисовал, заметим, отлично. Отец посмотрел-посмотрел да и отдал сына в вечерний класс местной Школы изящных искусств. Преподаватели придерживались взгляда, что живописец начинается с хорошего рисовальщика, за что впоследствии Дюфи был им весьма благодарен – рисовал он и правда превосходно.
Юный Рауль успел и в армии послужить почти два года, а демобилизовавшись в 1900 году, узнать приятную новость: мэрия Гавра решила отметить его успехи в рисовании назначением стипендии. Куда отправляется Дюфи? Конечно же, в Париж, где занимается в мастерской
Леона Бонна. В те годы ругать академической обучение было, как мы сказали бы сегодня, трендом. Но Дюфи ему не последовал, напротив, утверждал, что классическое образование стоит сначала непременно получить, а потом уже от него отказываться. Выделялся он и прохладным отношением к удовольствиям богемной жизни.
Рауль Дюфи последовательно попробовал свои силы в самых масштабных современных ему направлениях. В начале 1900-х увлекся
импрессионизмом. В 1905 году лицом к лицу встретился с фовизмом и решил было, что
это «оно». Ближе к 1910-му году
заинтересовался кубизмом, но и эта история продлилась недолго. Чтобы найти свой стиль, Дюфи понадобится около 15 лет, причем на некоторое время он вообще оставит живопись.
В 1910 году Рауль Дюфи женился на Эжени Бриссон. О ней, как и о семейной жизни Дюфи, практически ничего неизвестно. Девушка родом из Ниццы. Работала в галантерейной лавке в Гавре, там они и познакомились. Детей у них не было. Эжени пережила мужа на 9 лет и завещала большую галерею его картин музею в Ницце. Собственно, вот и все сведения о спутнице жизни Рауля Дюфи.
Женившись, художник осознал, что хоть живопись – дело хорошее, но персонально ему пока не дает возможности содержать семью. Он пробует себя в смежных направлениях, в частности, иллюстрирует стихотворный сборник Аполлинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея». Знаменитым Рауля Дюфи сделал модельер Поль Пуаре, пригласивший его разрабатывать эскизы тканей. Изысканные парижанки и не думали покупать картины Дюфи, но готовы были отдать любые деньги за шарфы, сшитые из разработанных им тканей!
Оказалось, что Дюфи не просто декорирует ткань, как если бы это был холст, он умеет работать именно с материей. Через год его переманили в лионскую компанию по производству шелковых тканей, он занял пост главного художника и наконец стал получать очень и очень неплохую зарплату. Первая мировая война на время прервала эту идиллию, воевать Дюфи не пошел, а занимался созданием плакатов и гравюр для журналов.
Только в 1920-м году ставший уже достаточно успешным Рауль Дюфи решился снять домик на Ривьере и вернуться к живописи. Дюфи опасался, что его картины, в отличие от тканей, не будут востребованы. Но спокойная обеспеченная жизнь привнесла именно ту легкость бытия, ту радость жизни, которую он теперь мог свободно переносить на холст. Художник признавался, что лучше всего ему пишется у моря. В его картинах проявляются доминирующие голубой и синий цвет (
1,
2). Дюфи считал, что голубой – единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.
Невостребованность осталась в прошлом, теперь Дюфи покупали, называли приятным во всех отношениях человеком и художником, а его работы находили «очаровательными и прелестными». Правда, некоторые критики упрекали его в поверхностности, легкомыслии. Дюфи действительно восхитительно несерьезен в своих работах. Его изящная, аристократическая муза так не похожа на тревожащее искусство авангардистов. Разве что
Матисс ставил себе цель
«успокоить уставшего человека», но реализовал ее, конечно, совсем иными способами. Дюфи показывает красивое и богатое, но при этом абсолютно лишен пафоса и патетики, поэтому его красивое не кажется пошлым. Скачки, регата, джентльмены высшей пробы, изысканные дамы, элегантность и та самая небрежность, к которой стремятся женщины, знающие толк в моде. Всё это в изобилии представлено в картинах Рауля Дюфи.
С истинно парижским изяществом он рисовал праздник, легкость, беззаботность.
Зрители это оценили! Им хотелось отдохнуть от бесконечного вскрытия язв, раскрытия проблем социума и подсознания. Уложенное на кушетку психоаналитика общество желало отвлечься, тосковало по красоте и легкости. Дюфи их предоставил. Художник был удостоен Ордена Почетного легиона, его персональные выставки проходили в Париже, Праге, Цюрихе, Брюсселе, Нью-Йорке.
По-новому реализуется и опыт работы Дюфи с тканями. От блестящих шелков он переходит к тяжелым гобеленам и коврам, в чем достигает успеха, превосходящего даже попытки более масштабных живописцев. Матисс, Руо, Пикассо и Брак по заказу Мари Кюттоли (видный коллекционер и жена французского сенатора) переносили на ковер станковую живопись. Дюфи же удавалось создавать именно ковровые композиции, учитывающие специфику изделия.
Одна из самых значительных работ Рауля Дюфи – огромная фреска «Фея электричества» для Дворца электричества на Всемирной парижской выставке 1937 года. Огромное панно площадью 600 кв. м состояло из 250 фанерных панелей. Высота каждого блока – 10 метров, ширина панно составила 60 метров. Панно демонстрирует всю историю развития электричества на момент создания. Сейчас оно частично экспонируется в парижском Музее современного искусства, частично хранится в запасниках.
Беда пришла в 1938 году, Дюфи заболел суставным ревматизмом, причем болезнь стремительно прогрессировала. К концу 1940-х он уже не мог держать кисть в руке и простился с мыслью о живописи. Спасение пришло из Америки – доктор Фредди Хомбургер пригласил его в бостонскую клинику и, используя новые методы лечения, вернул ему здоровье. Теперь Раулю Дюфи идеально подходил климат Аризоны – сухой и жаркий, но художник продержался в нем всего лишь год, а в 1952 году вернулся во Францию, где вскоре подхватил воспаление легких, окончательно подорвавшее его здоровье.
«Вместе с Раулем Дюфи из нашей жизни ушла радость бытия», – такие слова звучали на его похоронах. Это не так, потому что скачки и смотрящие на них аристократы, голубые море и небо и праздники, которые так любил рисовать Дюфи, – остались.
Автор: Алена Эсаулова