войти
опубликовать

Эмиль
Нольде

Германия • 1867−1956

Биография и информация

Эмиль Нольде, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Emil Nolde, Hans Emil Hansen, 7 августа 1867, Нольде, Пруссия – 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) – немецкий художник-экспрессионист, участник знаменитого художественного объединения «Мост».

Особенности творчества художника Эмиля Нольде: мистический, фантастический, меланхолический мир Нольде существует в предельных, страшных, напряженных состояниях – формы гротескны, а краски предельно контрастны и насыщенны, через прорехи в привычной реальности пролазят фантасмагоричные существа с рогами, лапами и маскарадными гримасами. Даже акварельные пейзажи Нольде избавляет от прозрачности и насыщает густыми слоями тревожных цветов: высокие грозные небеса и плотные, тяжелые морские волны.

Известные картины Эмиля Нольде: «Тайная вечеря», «Смерть в пустыне», «Дети-папуасы», «Разноцветное небо над болотом», «Распятие Христа»«Женщины и Пьеро».

Эмиль Нольде родился крестьянином. Из поколения в поколение его предки жили на семейной ферме на границе Германии и Дании, работать начинали в раннем детстве, говорили на местном языке, ходили в протестантскую церковь, были набожны и о другой жизни мало что знали. Он не стремится стать интеллектуалом и никогда академического образования не получит, но ферму Эмиль покинул сразу же, как только смог.

В 17 лет он отправляется в Шлезвиг, в школу художественных ремесел – учится резать по древу и немного рисовать, украшает мебель и даже реставрирует церковные алтари. Он ездит из города в город, понемногу учится, но денег на учебу едва хватает, понемногу работает, но быстро бросает в поисках новых возможностей. Неожиданный успех сваливается на Нольде, тогда еще Эмиля Хансена, в Швейцарии, где он придумывает и на одолженные деньги печатает серию открыток: это рисунки знаменитых гор – каждая как оживший, улыбающийся или сердитый великан, беззубая старуха или лукавая красавица. Потом будут Мюнхен, год в Париже, увлечение Мане и импрессионизмом и полная растерянность, что же делать дальше. Главным организующим событием для Нольде стала встреча с участниками художественного объединения «Мост», правда, он задержался здесь всего на год.

Сын фермера из Нольде Эмиль увидел столько стран, земель и народов, сколько редкий его современник мог даже перечислить, не запинаясь. В 1913 году он отправился к Новой Гвинее, тогда германской колонии, в составе экспедиции, проехал по России, Японии, Китаю, многим азиатским странам и островам – и привез из путешествия больше 80 картин. Он взял псевдоним Нольде на двоих – для себя и жены, актрисы Ады Вилструп, которая разделила с ним долгие годы нищеты, болезней и переездов, а потом – признания и известности. Он прожил странную жизнь, не задерживаясь нигде надолго, периоды алкогольного и наркотического исступления сменяя исступлением духовных поисков и религиозных откровений.

Нольде не называл себя экспрессионистом и посмеивался над этим журналистским термином. Он всегда настаивал: я просто немецкий художник. Эта мистическая, мифологическая, эмоциональная связь с землей, историей, культурным энергетическим полем была для Нольде источником сил и самоопределения. С приходом к власти национал-социалистов Нольде почувствовал, что близится рассвет его идей и главных надежд. Он был близко знаком с Генрихом Гиммлером и не пытался подстроиться под новую власть – он просто верил, что его работы наконец-то будут востребованы, что он говорит с новыми правителями Германии на одном языке: языке величия нация. Нольде ошибся. Его живописный цикл «Жизнь Христа» стал одним из центральных экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», около тысячи работ были уничтожены, изъяты из музеев и конфискованы. Нольде ссылается на свое членство в национал-социалистической партии, пишет письма Гиммлеру, верит, что все изменится. Но в 1941 году его исключают из академии искусств, Имперской палаты визуального искусства и запрещают работать на каких бы то ни было должностях, связанных с изобразительным искусством.

До конца войны Нольде пишет акварельные пейзажи и цветы и закапывает их в собственном саду, позже художник назовет цикл «Ненаписанные картины». И уже после войны и падения режима Эмиль Нольде получит всевозможные награды и медали, по собственному проекту построит дом с большой мастерской и залом для картин. Экспрессионист Нольде, бывший фермер Хансен, прожил на редкость долгую для его поколения жизнь – он умер в своем доме в Зеебюле в возрасте 89 лет.

Автор: Анна Сидельникова