Регистрация
Эмиль Нольде
Эмиль
 Нольде
Германия 1867−1956
Подписаться26                
Подписаться26                
Биография и информация
 
Эмиль Нольде, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Emil Nolde, Hans Emil Hansen, 7 августа 1867, Нольде, Пруссия — 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) — немецкий художник-экспрессионист, участник знаменитого художественного объединения «Мост».

Особенности творчества художника Эмиля Нольде: мистический, фантастический, меланхолический мир Нольде существует в предельных, страшных, напряженных состояниях — формы гротескны, а краски предельно контрастны и насыщенны, через прорехи в привычной реальности пролазят фантасмагоричные существа с рогами, лапами и маскарадными гримасами. Даже акварельные пейзажи Нольде избавляет от прозрачности и насыщает густыми слоями тревожных цветов: высокие грозные небеса и плотные, тяжелые морские волны.

Известные картины Эмиля Нольде: «Тайная вечеря», «Смерть в пустыне», «Дети-папуасы», «Разноцветное небо над болотом», «Распятие Христа», «Женщины и Пьеро».

Эмиль Нольде родился крестьянином. Из поколения в поколение его предки жили на семейной ферме на границе Германии и Дании, работать начинали в раннем детстве, говорили на местном языке, ходили в протестантскую церковь, были набожны и о другой жизни мало что знали. Он не стремится стать интеллектуалом и никогда академического образования не получит, но ферму Эмиль покинул сразу же, как только смог.

В 17 лет он отправляется в Шлезвиг, в школу художественных ремесел — учится резать по древу и немного рисовать, украшает мебель и даже реставрирует церковные алтари. Он ездит из города в город, понемногу учится, но денег на учебу едва хватает, понемногу работает, но быстро бросает в поисках новых возможностей. Неожиданный успех сваливается на Нольде, тогда еще Эмиля Хансена, в Швейцарии, где он придумывает и на одолженные деньги печатает серию открыток: это рисунки знаменитых гор — каждая как оживший, улыбающийся или сердитый великан, беззубая старуха или лукавая красавица. Потом будут Мюнхен, год в Париже, увлечение Мане и импрессионизмом и полная растерянность, что же делать дальше. Главным организующим событием для Нольде стала встреча с участниками художественного объединения «Мост», правда, он задержался здесь всего на год.

Сын фермера из Нольде Эмиль увидел столько стран, земель и народов, сколько редкий его современник мог даже перечислить, не запинаясь. В 1913 году он отправился к Новой Гвинее, тогда германской колонии, в составе экспедиции, проехал по России, Японии, Китаю, многим азиатским странам и островам — и привез из путешествия больше 80 картин. Он взял псевдоним Нольде на двоих — для себя и жены, актрисы Ады Вилструп, которая разделила с ним долгие годы нищеты, болезней и переездов, а потом — признания и известности. Он прожил странную жизнь, не задерживаясь нигде надолго, периоды алкогольного и наркотического исступления сменяя исступлением духовных поисков и религиозных откровений.

Нольде не называл себя экспрессионистом и посмеивался над этим журналистским термином. Он всегда настаивал: я просто немецкий художник. Эта мистическая, мифологическая, эмоциональная связь с землей, историей, культурным энергетическим полем была для Нольде источником сил и самоопределения. С приходом к власти национал-социалистов Нольде почувствовал, что близится рассвет его идей и главных надежд. Он был близко знаком с Генрихом Гиммлером и не пытался подстроиться под новую власть — он просто верил, что его работы наконец-то будут востребованы, что он говорит с новыми правителями Германии на одном языке: языке величия нация. Нольде ошибся. Его живописный цикл «Жизнь Христа» стал одним из центральных экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», около тысячи работ были уничтожены, изъяты из музеев и конфискованы. Нольде ссылается на свое членство в национал-социалистической партии, пишет письма Гиммлеру, верит, что все изменится. Но в 1941 году его исключают из академии искусств, Имперской палаты визуального искусства и запрещают работать на каких бы то ни было должностях, связанных с изобразительным искусством.

До конца войны Нольде пишет акварельные пейзажи и цветы и закапывает их в собственном саду, позже художник назовет цикл «Ненаписанные картины». И уже после войны и падения режима Эмиль Нольде получит всевозможные награды и медали, по собственному проекту построит дом с большой мастерской и залом для картин. Экспрессионист Нольде, бывший фермер Хансен, прожил на редкость долгую для его поколения жизнь — он умер в своем доме в Зеебюле в возрасте 89 лет.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Ольга Партигул
Tilda Lovi
+27

Лента
В этом году отмечается 100 лет со дня рождения художницы, историю жизни которой могли бы изучать в школах подобно дневнику Анны Франк. Но биография еврейской девушки из Берлина, прожившей всего 26 лет, не предназначена для неокрепшей детской психики, поскольку вобрала в себя, кажется, все ужасы, которые только могут произойти с человеком: ранняя смерть мамы, зловещее родовое проклятье…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм×
Как и для любого мощного художественного движения, для экспрессионизма невозможно назвать точную дату или год рождения. Невозможно провести границу на карте и указать территорию, на которой экспрессионизм родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное художественное течение, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. И, кстати, это революционная реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую «видимость» мира.
читать дальше
родился и окреп. Все приблизительно. Кроме одной железобетонной пространственно-временной характеристики: северная Европа накануне Первой мировой войны. Экспрессионизм – это авангардное…


Владимир Медников
Владимир Медников
, 25 августа 08:59 0
Кирхнер панически боялся отправки на войну, отсюда и его "психическое расстройство". А помощь снова пришел профессор Фер, переговорив с полковым врачом он выхлопотал для Кирхнера месячный отпуск для поправки здоровья. Полковой врач получил в подарок картину Кирхнера, в общем, все стороны остались довольными. Месяц пролетел быстро, но состояние Кирхннера становилось только хуже, по его возвращении в полк последовал еще один раунд "переговоров" и отпуск был продлен "до окончательного выздоровления". Ну и последнее, картин Августа Маке на выставке Денеративного искуства не было, за него вступились секция фронтовиков в германском союзе художникию Вступились они и за Франца Марка, но несколько его картин на выставке все-таки оставили.
Anna Sidelnikova
, 25 августа 17:57 0
Спасибо за дополнения! Что касается Августа Маке. В статье идет речь о том, что дожившие до этой выставки увидели на ней свои картины. Августу Маке дожить до нее не повезло.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 214 работ
Эмиль Нольде. Потерянный рай
6
Потерянный рай
1921, 106×157 см
Эмиль Нольде. Яркое море
3
Яркое море
1945, 22×26 см
Эмиль Нольде. Зима
1
Зима
1907, 73×88 см
Эмиль Нольде. Двое на пляже
0
Двое на пляже
1903, 73×88 см
Эмиль Нольде. Отражение
2
Отражение
1927, 34×44 см
Эмиль Нольде. Летний вечер
2
Летний вечер
1903, 72×87 см
Эмиль Нольде. Женщина в саду
1
Женщина в саду
1907, 73×88 см
Эмиль Нольде. Распятие Христа
1
Распятие Христа
1912, 220×193 см
Эмиль Нольде. Дети-папуасы
1
Дети-папуасы
1914, 70×103 см
Посмотреть все 214 работ художника
HELP