Регистрация
Давид Львович Боровский
Давид Львович Боровский
Давид
 Львович Боровский
Россия 1934−2006
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

В 1947—1950 гг. учился в Киевской художественной школе. С 15 лет работал в профессиональных театрах Киева.

В 1956 году дебютировал как художник-постановщик в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки («Ложь на длинных ногах» Эдуардо де Филиппо). Долгие годы сотрудничал с режиссером Леонидом Варпаховским, учеником Всеволода Мейерхольда. В 1965 г. в Киеве поставил свой первый спектакль на оперной сцене — «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича.

В 1967 г. начал сотрудничать с Юрием Любимовым. В 1973 г. стал главным художником Московского театра на Таганке, где проработал 30 лет и поставил более 20 спектаклей, в том числе «Обмен» и «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Живой» Б. Можаева, «Мать» М. Горького, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Гамлет» У. Шекспира, «Владимир Высоцкий», «Шарашка» по А. Солженицыну. Работал с режиссерами: Г. Товстоноговым, А. Эфросом, О. Ефремовым, Л. Додиным и другими.

На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США поставил около 150 спектаклей. Неоднократно был участником Пражской квадриеннале (Золотая медаль 1971 г. и Гран-при 1975 г.), лауреат Государственной премии РФ (1998), Национальной премии «Триумф» (1994), многочисленных отечественных и зарубежных премий.

С 2002 г. — Главный художник Московского Художественного театра им. А. П. Чехова.

Родился в Одессе 2 июля 1934. Окончил Киевскую художественную школу в 1950. Работал в театрах Киева, Ленинградском театре комедии, Ташкентском русском драматическом театре имени М.Горького. В 1967 в Москве, в Манеже, состоялась выставка художников театра и кино. Боровский демонстрировал там два макета: к спектаклям На дне и к Катерине Измайловой. В том же году художник оформил спектакль Оптимистическая трагедия в постановке Л. Варпаховского в Малом театре. С этого момента Боровский стал регулярно сотрудничать с московскими театрами. В частности, в Драматическом театре имени К. С. Станиславского он оформил спектакли Однажды в двадцатом Н. Коржавина, режиссер Б. Львов-Анохин (1968), Исповедь молодого человека по роману Ф. Достоевского Подросток, режиссер М. Резникович (1969), Продавец дождя Нэша в постановке Л. Варпаховского (1973); в Драматическом театре на Малой Бронной в конце 1960-х — начале 1970-х годов им были осуществлены в соавторстве с А. Эфросом постановки спектаклей Дон Жуан Ж.-Б. Мольера и Сказки старого Арбата А. Арбузова, в театре «Современник» — Валентин и Валентина М. Рощина, режиссер В. Фокин (1971), Из записок Лопатина К. Симонова в постановке И. Райхельгауза (1975), Фантазии Фарятьева А. Соколовой в постановке Л. Толмачевой (1977); во МХАТ имени А. Чехова — Дни Турбиных М. Булгакова, режиссер Л. Варпаховский (1968), Иванов А. Чехова, режиссер О. Ефремов (1976). Большое место в творчестве Боровского занимало оформление спектаклей Театра драмы и комедии на Таганке, куда художник первоначально пришел для оформления спектакля Мать по М.Горькому. С 1971 до начала 1990-х годов в соавторстве с Ю. Любимовым создал на этой сцене спектакли Гамлет У. Шекспира, Деревянные кони Ф. Абрамова, Мастер и Маргарита М. Булгакова, Обмен Ю. Трифонова, Преступление и наказание Ф. Достоевского, Борис Годунов А. Пушкина, Самоубийца Н. Эрдмана, Владимир Высоцкий, посвященный памяти актера, и др. Материал, из которого создавалась та или иная деталь декорации, у Боровского обыгрывалась многозначно. Его пустые сценические пространства всегда точно замыкаются (Мать, А зори здесь тихие… Б. Васильева, Час пик Е. Ставинского). В пластике спектаклей Театра на Таганке торжествует игровое начало, явно читается понимание художественной сценической конструкции как аппарата для игры актера. В 1971 Боровскому был присужден Гран-при Пражской квадриеннале за оформление спектаклей Театра на Таганке, а в 1975 он был удостоен премии «Золотая трига» Пражской квадриеннале. В 1990-х годах Боровский создал замечательные спектакли в театрах: «Ленком» — Sorry А. Галина в постановке Г. Панфилова (1992), Игроки-ХХI по Н. Гоголю в постановке С. Юрского (1993); Театр-студия под управлением О. Табакова — Механическое пианино по ранним произведениям А. Чехова, режиссер О. Табаков (1993), На всякого мудреца довольно простоты А. Островского, режиссер О. Табаков (1997) и др.; «Эрмитаж» — Сонечка Казанова М. Цветаевой (1996), Смерть Занда Ю. Олеши (1999), Живой труп Л. Толстого (1999) в постановке М. Левитина и др. Боровский любил обыгрывать архитектуру театра, подчеркивать ее, развивать и импровизировать на ее темы (Тамада во МХАТе им. А. Чехова).

Умер 7 апреля 2006 в Боготе. Похоронен в Москве.

Читать дальше

HELP