Выдающийся украинский живописец, график,педагог и теоретик искусства. Один из основоположников монументального искусства Украины XX столетия.
Родился 30 октября 1882 в селе Романовичи, близ Тернополя в семье землевладельца. Рисовать начал с детства, а карьера художника сложилась благодаря его учителю рисования, который дал объявление в газете о способном ученике,и им заинтересовался художник-педагог Юлиан Панкевич.
В 1898 приехал во Львов , где начал учиться живописи у Ю. Панкевича. Здесь начинающий художник оказался связанным с церковным искусством — занимается иконописью и книжной миниатюрой.
1899-1905 учился в краковской, мюнхенской и венской АХ, был в Италии.
1905-1906 призван в австрийскую армию, службу проходил в Далмации (Хорватия).
1908–1911 жил и работал в Париже,где познакомился с Пабло Пикассо и Диего Риверой.
Вокруг него образуется группа единомышленников, ядро будущей школы «бойчукистов».
Там же в Париже женится на художнице Софье Налепинской , которая в 1909 году училась живописи в Академии Рансона .
В 1910 году Бойчук участвовал на выставке Салона Независимых во главе группы "Школа Возрождения византийского искусства".
Аполлинер отмечал, что данную группу отличает желание сохранить в целостности религиозное искусство Малой Руси.
В 1910 возвращается во Львов, где работает в Национальном музее , занимаясь там реставрацией икон, а также выполняя заказы по росписи различных церквей.
С 1914 по 1917 был интернирован, как подданный Австро-Венгрии, в Арзамас (Нижегородской губ.).
В 1917 обосновался в Киеве,где после октябрьского переворота выдвинулся в число крупнейших местных художников, призывая к решительному обновлению национальной традиции и считая монументальную живопись самым подходящим для этого видом искусства.
Стремясь выразить пафос новой жизни в монументально-эпических формах, обращался к опыту Джотто, украинской иконописи и народному искусству.
В 1917 году — работал над реставрацией фресок в Софийском соборе Киева.
Был одним из основателей в декабре 1917 Украинской Академии художеств, вместе с Г. Нарбутом , В. Кричевским, А. Маневичем, А. Мурашко , Ф.Кричевским, М. Грушевским, И. Стешенко и Н. Бурачек .
С 1925 г. входил в Ассоциацию революционного искусства Украины.
Был профессором Украинской Академии Художеств (1917—22) и Киевского художественного института (1924—36).
1930-1931 — преподавал в Институте пролетарского искусства в Ленинграде.
Однако стилизация образов в произведениях его школы («бойчукисты») часто не отвечала задачам раскрытия новой, советской тематики.
В росписях Краснозаводского театра в Харькове (1933—35) он и его ученики преодолели черты условности и архаизации формы, свойственных их ранним работам.
В духе модерна соединил в своем творчестве «вечные темы» (материнство, труд, человек и земля) с острым чувством окружающих социальных бурь. Самобытно преобразовал приемы средневековых и раннеренессансных, равно как и фольклорных настенных росписей. Блестящий педагог и теоретик, объединил вокруг себя группу молодых художников.Их деятельность предопределила (с 1927) программу «Ассоцiацii революцiйного мистецтва Украiни» (АРМУ).
Важнейшие коллективные работы М.Бойчука с учениками:
-Фрески в Луцких казармах (1919)
-Фрески в Кооперативном институте,Киев (1922–1923)
-Фрески в санатории на Хаджибеевском лимане,Одесса (1927–1929)
-Фрески в фойе Краснозаводского театра,Харьков (1933–1935).
Ученики М.Бойчука:
Иван Иванович Падалка (1894—1937)
Василий Феофанович Седляр (1899—1937)
Оксана Трофимовна Павленко (1895/1896—1991)
София Александровна Налепинская-Бойчук (1884—1937)
Тимофей Львович Бойчук (1896—1922)
Николай Иосифович Николенко (1912—1975)
Мануил Иосифович Шехтман (1900—1941)
«Младобойчукисты» :
Евгений Яковлевич Сагайдачный (1886—1961)
Охрим Севастьянович Кравченко (1903—1985)
Николай Андреевич Рокицкий (1901—1944) и др.
С ноября 1926 г. по май 1927 года — Михаил Бойчук вместе со своей женой Софьей Налепинской ,а также его ученики Иван Падалка и Василий Седляр отправились в поездку по Германии, Франции и Италии.
Это путешествие стало официальной причиной последующего ареста художника, якобы по подозрению в участии в контрреволюционной организации.
Обвиненные в «буржуазном национализме», сам мастер и ряд его учеников стали жертвами сталинского «большого террора». Все созданные ими росписи были варварски уничтожены, а понятие «бойчукизм» долгое время считалось официально-бранным словом. Ныне это искусство изучается по старым фотоснимкам, а также по немногим сохранившимся станковым работам мастера (например картина "Женщины у яблони", начало 1920-х годов,
Музей украинского искусства, Киев).
Бойчук был расстрелян в Киеве 13 июля 1937.
Реабилитирован решением Верховного
Суда СССР 1 февраля 1958 года.
Именем М.Бойчука названы улицы в Тернополе и Теребовле.
В мае 2000 года имя Михаила Леонтьевича Бойчука
присвоено Киевскому государственному институту
декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Реферат "Бойчук Михаил Львович"
Т. Земляная "Монументальная живопись М.Л. Бойчука и его школа".2009