Герард Терборх Младший (
Gerard Terborch, а также Ter Borch или Terburg; 1617, Зволле, Нидерланды – 8 декабря 1681, Девентер) – голландский художник эпохи барокко, разработавший собственный особый тип жанрового интерьера, в котором изящно и безукоризненно передал атмосферу жизни зажиточного среднего класса в Голландии XVII века.
Особенности стиля Герарда Терборха. Наследие художника в равной степени состоит из портретов и жанровых работ. Его характерную деликатную технику можно увидеть в небольших, почти миниатюрных портретах, многие из которых, тем не менее, представляют моделей в полный рост (
1,
2,
3). Цветовая палитра этих картин, как правило, приглушённая, что во многом объясняется сдержанными костюмами того времени. Но благодаря тонкости градаций оттенков и мастерству в передаче разнообразия фактур, Терборх добивался необычайно богатых эффектов. В жанровых сценах художник демонстрирует превосходное чувство цвета, хотя использует краски с виртуозной сдержанностью.
В ранние годы Терборх писал множество сцен в караульнях (
1,
2,
3) в стиле
Питера Кодде и
Виллема Дейстера. Но позже – когда окончательно поселился в Голландии – перешёл к изображению изящных спокойных композиций, герои которых написаны на тёмном фоне с почти аристократической элегантностью. Эта манера выделяет Герарда Терборха среди голландских художников того времени. Наиболее известные его работы –
«Подписание Мюнстерского мирного договора» (1648),
«Письмо» (1660-е),
«Концерт» (ок. 1657) и
«Отцовское наставление» (1654–55).
БиографияГерард Терборх Младший родился в семье художника Герарда Терборха Старшего, впоследствии ставшего сборщиком налогов. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, вероятно, вскоре после смерти своей матери Анны Буфкенс. Он был явно развит не по годам: в амстердамском Рейксмузеуме хранится совершенный рисунок фигуры со спины, датированный 25 сентября 1625 года, когда будущему живописцу было всего восемь лет.
В возрасте пятнадцати лет Терборх Младший переехал в Амстердам, а затем учился у известного художника-пейзажиста
Питера Молина в Гарлеме. В 1635-м он закончил обучение и присоединился к гарлемской Гильдии святого Луки. Но как только молодой человек встал на ноги, его охватила страсть к путешествиям. Он отправился в Лондон, позже посетил Италию, Испанию, Францию и Фландрию. В Мадриде Терборха оценили настолько высоко, что ему позировал даже сам король Филипп IV (портрет не сохранился и сейчас известен лишь по реплике).
Неизвестно, как долго художник пробыл в Испании, но уже примерно в 1640 году он вернулся в Голландскую республику. Вероятно, благодаря своим связям в Амстердаме, он был включён в голландскую делегацию, подписавшую мирный договор с Испанией в Мюнстере 15 мая 1648 года. Это историческое событие, положившее конец Восьмидесятилетней войне между Нидерландами и Испанией, Герард Терборх запечатлел на групповом портрете, где слева изображены голландские делегаты с поднятыми пальцами, справа – испанцы, положившие руки на Евангелие. После этого художник получил золотую цепь с медальоном от короля Испании.
14 февраля 1654 года Терборх женился на Гертруйте Маттис, сестре своей мачехи, и поселился с ней в Девентере. Через год он получил городское гражданство, а в 1666 году был назначен
gemeensman’ом (городским советником), хотя так и не стал олдерменом или бургомистром. Несмотря на то, что художник ещё ездил в Амстердам, Гаагу и Гарлем, он жил в Девентере до своей смерти 8 декабря 1681 года. Согласно завещанию, его тело было перевезено в Зволле и похоронено в семейной могиле в церкви святого Михаила.
Герард Терборх оказал влияние на других выдающихся жанристов –
Габриеля Метсю,
Питера де Хоха и
Яна Вермеера, а самым талантливым его учеником считается
Каспар Нетшер (1639 – 1684). Последний перенял многие приёмы своего учителя по созданию роскошных текстур и, видимо, помимо своих оригинальных композиций, сделал ряд подписанных копий произведений наставника.
Обширное наследие живописца сохранилось благодаря его сводной сестре и коллеге Гесине Терборх, которая управляла семейной коллекцией и неоднократно позировала брату (
1,
2). Рисунки оставалось в руках их потомков до 1886 года, а после были переданы в Рейксмузеум. Это богатое и разнообразное собрание даёт уникальное понимание развития художественной семьи на периферии Голландской республики во время Золотого века.
Автор: Влад Маслов