войти
опубликовать

Наира
Суреновна Акопян

Россия • родилась в 1932

Родилась в Степанокерте (Нагорный Карабах) в 1930 г. В 1951 г. окончила Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. Сурикова. В 1958 г. окончила Московский госуд. худож. институт им. В.И. Сурикова - театрально-декорационную мастерскую М.И. Курилко. Вступила в МОСХ в1960 г. Участник весенних, осенних и зональных выставок. Персональные выставки в 1975, 2004 гг.

Вначале Наира прошла годы серьезного, плодотворного ученичества в Московской средней художественной школе при МГХИ имени В. И. Сурикова. Школа эта, открывшая свои двери за два года до начала Великой Отечественной войны для юных дарований из всех уголков огромной и единой страны, представляла собой не только высококлассное учебное заведение, но и особую среду творчества, товарищества, трепетного отношения к искусству.

Наира, учившаяся в школе в послевоенные годы, с большой теплотой вспоминает первых своих учителей Сергея Павловича Михайлова и Василия Михайловича Бокова. Живопись художницы 1948—1950 гг. непривычно сдержанна по цвету, гармонически спокойна. Но в ней уже заложены основные качества будущего автора броских по цвету, ритмически неистовых натюрмортов и пейзажей...

С полученным профессиональным началом и сложившимся идеалом творчества, успешно пройдя необходимый конкурс работ, в 1951 году Наира Акопян продолжила образование в Суриковском институте, где училась среди будущих мастеров так называемой московской школы живописи.

Ее пейзажи и этюды послеинститутского периода содержат терпеливую приверженность строгим реалистическим традициям МГХИ. И в то же время, собственное мировосприятие, крепнущее лирическое чувство, подлинную живописную тонкость, живой интерес к натуре.

Подобные качества в художнице с должным педагогическим тактом воспитывали Михаил Курилко и Геннадий Королев. Первый из них, в мастерской которого Наира делала дипломную работу, сумел угадать в воспитаннице призвание к живописи и, утверждая историческую тему диплома, помог сохранить ей пробуждающуюся творческую индивидуальность. С интересом работала Наира над эскизами из далеких легендарных времен, выполнив шесть роскошных декоративных композиций о царе древней Армении «Ара Прекрасном» и трагической любви к нему царицы древней Ассирии Семирамиды (Шамирам).

Живописцем же в подлинном смысле этого слова Наира стала на этюдах в Подмосковье, в работе над пейзажем, натюрмортом, автопортретом.

Жизнь подарила художнице и другие добрые воспоминания. Самое сильное из них — Мартирос Сергеевич Сарьян. Для Наиры священны и незабываемы прогулки с «варпетом» по Москве, встречи в Ереване.

Так же молода и щедра была живопись мастера. Он первый в изобразительном искусстве воплотил многогранный образ Армении, наделив его общечеловеческим смыслом, сделав его близким и понятным каждому. Потом приходили другие певцы армянской земли и вольно или невольно продолжали традицию Сарьяна.

Следуя своему идеалу в искусстве, и Наира Акопян внесла собственные интонации в живописную мелодию о родной Армении. Ее полотна полны очарования вдохновенной импровизации, бескрайней радости жизни и щедрости человеческих чувств.

Сохранить аромат родной земли, воссоздать ее драгоценную частичку среди неяркого быта московской квартиры художнице помогают изобретательность и фантазия.

Работы, выполненные Наирой Акопян в 60-е годы, отмечаются повышенным декоративизмом, условностью цвета, плотным контуром силуэтов, четким ритмическим строем цветовых пятен. Произведения двух последних десятилетий освобождены от гобеленно-плоскостной манеры, обрели развернутость пространственных планов, композиционную собранность и завершенность.

(Из статьи Никиты Иванова "Упоительная живопись Наиры Акопян", газета "Ноев Ковчег")

Перейти к биографии