Регистрация
Сергей Арсеньевич Виноградов
Россия 1869−1938
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

1 (13).7.1869, посад Большие Соли Костромской губернии, ныне посёлок Некрасовское Ярославской области, — 5.2.1938, Рига], русский живописец.

Действительный Член Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств (1916). Присвоено звание классного художника (1888).

С 1880 г. учился в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) у легендарных В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова. В 1889 стажировался в Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств у Б. П. Виллевальде и К. Б. Венига. В 1989 г. был принят в Товарищество художественных передвижных выставок.

В 1903 г. стал одним из организаторов и впоследствии руководителем Союза Русских Художников (СРХ), организации, программа которой характеризовалась демократической направленностью, интересом к русской природе, самобытности народной жизни. Особое место в творчестве Сергея Виноградова занимал пейзаж. Наиболее интересны его работы, выполненные в стилистике СРХ, в которых художник стремился уйти от саврасовско-левитановской пейзажной традиции, усвоить уроки импрессионизма.

Принимал участие в выставках в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Берлине (1907), Мюнхене (1909, 1913), Праге (1914), Нью-Йорке (1924), Риге (1925, 1935, 1936, 1937).

Работы Сергея Виноградова представлены в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Тверской картинной галерее, в других крупных музеях России.

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 — 1889 г. г.) у И. М. Пряшникова, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б. П. Виллевальде, К. Б. Венига.

Особенно повлиял на его манеру письма В. Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему — пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 — 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил звание классного художника, с 1912 — академика, с 1916 — действительного члена Академии художеств. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 — 1901 г. г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 — 1895 г. г.), «36 художников» (в 1901 — 1902 г. г.), «Мира искусства» (в. 1901 — 1903 г. г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 — 1923 г. г.), а также зарубежных (1906 г. — Париж; 1907 г. — Берлин).

Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радишщева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В. Д. Поленова и И. И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, — виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов — но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.

Культивируя достижения пленэра, запечатлевая изменчивость жизни природы с возможной точностью, активизируя выразительность манеры, цвета, фактурных особенностей, они остались верными лирико-поэтической струе, преобладающей в русском пейзаже второй половины XIX века.

«Деревня» С. А. Виноградова 1915 года носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню. Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.

В сравнении с несколько этюдной по живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г.) отличается глубокой продуманностью образного решения и достаточно высокой степенью законченности. Это программное полотно, полное внутренней значительности, явно ориентированное на утверждение высокой поэзии русского усадебного ампира. Этому впечатлению способствует не только элементы архитектуры, введенные в пейзаж, но и четкая графичность живописи пейзажа, построенная на контрасте темно-зеленых, бурых, черных крон и стволов деревьев и белого, уже подтаявшего снега.

Третьей картиной С. А. Виноградова в собрании Радищевского музея является интерьер. Он носит несколько ретроспективный характер. Его работа «В доме» отличается тем же светлым жизнерадостным настроением, что и его «Деревня». Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенных на картине Виноградова включают внешний мир, подчеркнуто разомкнут, обращен к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Побеждает чисто пленэрная, чувственно-осязаемая стихия. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.

С 1924 С. А. Виноградов жил и работал в Риге, где основал собственную художественную школу. Он умер 5 февраля 1938 года.

(автор статьи: Надежда Гришина)

Читать дальше

HELP