• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Николай Андреевич Кошелев
Россия 1840−1918
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Отсутствие материальных средств не позволило в детстве будущему профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву поступить в живописную школу академика А. В. Ступина, что была открыта в городе Арзамасе. Вместо нее одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. И стало бы на нижегородской земле на одного художника-ремесленника больше, ни прими участие в судьбе Николая Кошелева местная помещица. Три года юноша жил в ее семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. После поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище, где подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков живописания профессионального преподавателя. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861). Первые годы обучения Н. Кошелев просто бедствовал и неделями пребывал в полуголодном состоянии. И несмотря на это, жажда творчества заставляла его идти вперед — за 1862 год студент Кошелев получил три серебряных медали. А в 1863 году было куплено несколько его работ, что наконец-то улучшило материальное положение художника. С 1865 года Н. А. Кошелев в течение нескольких лет работает над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Именно за эти работы он становится академиком (1873) и профессором (1878) Академии художеств. Своими жизнью и творчеством (а кисти художника принадлежат также замечательные портреты, пейзажи и жанровые картины) Н. А. Кошелев словно доказал, что и «в живописи нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» (мы позволили себе с заменой лишь одного слова повторить известные слова К. Маркса — они органично применимы к судьбе отечественного художника).

Родился в селе Симанах Пензенской губернии, в семье крепостного крестьянина. У него рано проявились художественные способности. Видя интерес сына к искусству, отец отдал его в обучение к иконописцу Давыдову в Нижний Новгород. Но там он только растирал краски и грунтовал доски.

На родине он упорно занимался живописью, мечтая поступить в Академию художеств. Местная помещица предоставила ему возможность заниматься живописью в своем доме. При ее содействии Кошелев берет уроки у опытного преподавателя в Казани. Здесь он исполнил свою первую работу — иконостас для церкви, и получил заказ на церковные росписи.

Осенью 1860 года Кошелев поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его ранние работы отмечены интересом к жизни простых людей, умением в несложном сюжете раскрыть типические явления.

В 1862 году Николай Андреевич был удостоен Малой серебряной медали за этюд с натуры, в том же году его работа «1-е число» появилась на академической выставке. Спустя два года его конкурсная работа «Меркурий усыпляет Августа» была удостоена Малой золотой медали.

Н. А. Кошелев состоял в «Артели А. А..Крестоносцева» (1864 — 1865 годы), основанной группой учащихся Академии для материальной поддержки. Когда артель распалась, он стал членом «Санкт-Петербургской артели художников» (1863 — 1871 годы). В марте 1865 года участвовал в художественной выставке в Нижнем Новгороде, ставшей прообразом будущих передвижных выставок.

В артели Кошелев работал много и увлеченно. Там были созданы его лучшие работы — «Офеня-коробейник» и «Крестный ход в деревне» (Государственная Третьяковская галерея). Занимался оформлением церковных зданий. Под руководством И. Н. Крамского расписывал купол храма Христа Спасителя в Москве.

В 1895 — 1896 годах Н. А. Кошелев работал над созданием картонов для наружной мозаики храма Воскресения Христова в Петербурге, а в 1898 — 1899 годах — для внутренней мозаики. Им были созданы картоны с изображением серафимов для 5 малых кокошников и большой картон «Христос во славе» для южного фронтона. Внутри храма по его эскизам набраны «Преображение Господне» в восточном полукуполе и «Бегство в Египет» на восточной стороне.

Художник был членом общества «Мюссаровские понедельники» (1881 — 1917 годы), возникшего по инициативе Е. И. Мюссара и группы художников-любителей для оказания помощи семьям художников.

Сведений о последних годах жизни Кошелева почти нет. Известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук. Сохранились эскизы, наброски, этюды Кошелева последних лет, большинство из которых находятся в Русском музее.

Читать дальше