войти
опубликовать

Микаэль Питер
Анкер

Дания • 1849−1927

Биография и информация

Микаэль Анкер — (дат.: Michael Peter Ancher, 9 июня, 1849, Борнхольм — 19 сентября, 1927, Скаген). Датский художник-реалист, один из основателей Скагенской школы живописи. Известен своими портретами и жанровыми сценами из жизни рыбацкой деревушки Скаген.

Особенности творчества художника Микаэля Анкера: Свое творчество Анкер посвятил жизни ютландских рыбаков, уделяя особое внимание теме борьбе человека и стихии. Несмотря на простоту сюжетов, его образы рыбаков и сельских жителей наделены по-настоящему героическими характерами, а такие сюжеты, как борьба с бурей представлены с исторической монументальностью.

Известные картины художника Микаэля Анкера: «Спасательную шлюпку несут через дюны», «Будет ли шторм?», «На берегу Скагена».

Микаэль Анкер родился в селе Рутскер на острове Борнхольм в купеческой семье. Столкнувшись с финансовыми трудностями, его отец вынужден был прервать обучение сына в школе и переехать в Копенгаген. Позже, Микаэль в поисках достатка, работал клерком в Восточной Ютландии, но весь свой досуг посвящал рисованию. Здесь же он встретил художника Теодора Филипсена, который заметил его способности и предложил заняться живописью всерьез.

Целью юноши стала Королевская академия художеств, но перед тем как туда поступить, он некоторое время обучался в в художественной школе Нильсена. В Академии Микаэль уделял особое внимание жанровой живописи. Его учителя — Вильгельм Марстранд и Фредерик Вермерен поддерживали его интересы и стремления. Но молодой художник не закончил обучение и покинул Академию в 1875 году. С этого времени начинается особый период в его творчестве — Скагенский.


Место, где сходятся Балтийское и Северное моря — это Скаген. Небольшая рыбацкая деревушка на на самом севере Дании привлекала художников определенного типа. Они стремились изображать «чистую» природу, работать на пленэре. Это был своего рода протест академическим традициям, но протест по-северному сдержанный и спокойный.

Карл Мадсен — однокурсник Анкера предложил ему наведаться сюда, для того, чтобы поработать на суровом морском берегу. Ему было 26 лет, и он был заворожен видами суровых красот датского севера. Среди многих живописцев, останавливавшихся здесь на лето, единственным, кто решил остаться здесь, был Микаэль.

Художник здесь встречает свою будущую жену — художницу Анну Брёндум. Она была дочерью хозяина гостиницы Брёндум— места постоянного сбора скагенских единомышленников. Через два года после свадьбы у них родится дочь Хельга, которая не раз будет появляться на полотнах родителей. Позже они организуют музей живописи и первыми в Дании ступят на путь импрессионизма.

Но по-началу живопись Микаэля — это абсолютный реализм. Его интересует только определенная тематика, вкруг которой он и построил все свое творчество. Это скагенские рыбаки, их повседневная жизнь, труд, горе и радость. И конечно то, с чем они сталкиваются ежедневно — море. Но реализм Анкера — это не простое бытописание, а героическое воспевание, сага не только о конкретных рыбаках, но и человеке как о борце в целом.

Успех пришел к Анкеру с его монументальной работой «Будет ли шторм?», где драматизм и реализм ужились на одном полотне.

Рыбачество — основная тематика Анкера, но он также не оставлял без внимания простую жизнь других односельчан, детей и стариков, женщин за работой и досугом. Он также писал портреты своей семьи, коллег-художников и просто жителей Скагена. Полотна Анкера ассоциируются с работами русских передвижников: Репина, Перова, Сурикова, но без присущего им трагизма и безысходности в изображении народа. Наоборот, его образы внушают теплые чувства и уверенность.

Произведения Микаэля Анкера начала ХХ века — это новые поиски и путь, прокладываемый к импрессионизму. Колорит его живописи становится заметно светлее, фигуры легче и воздушнее. Некоторые картины отличаются особым буйством мазка в попытках «ухватить» момент. Скагенские пирушки художников-единомышленников вдохновили его на несколько истинно «парижских» работ.

Последние годы жизни Микаэль Анкер посвятил развитию Скагенского музея. Художник умер в год его открытия в 1927 году.

Автор: Людмила Лебедева