войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Шарль
Глейр

Франция • 1808−1874

Биография и информация

Осиротев восьми или девяти лет от роду, Шарль Глейр был увезён дядей в Лион и отдан в фабричную школу. В середине 1820-х гг. он прибыл в Париж и несколько лет усиленно изучал живопись в мастерской Эрсана, затем почти на десять лет покинул Францию. Несколько лет Глейр провёл в Италии, где окончательно развил там свое дарование изучением и копированием произведений старинных мастеров, а также писанием этюдов с натуры. В Италии Глейр сблизился, в частности, с Орасом Верне и Луи-Леопольдом Робером, а затем отправился в Грецию и дальше на восток, побывав в Египте, Ливане, Сирии. Это путешествие близко познакомило его с природой и народным бытом этих стран и доставило ему богатый запас материалов для последующих его картин. Вернувшись в Париж в 1834 г, Глейр приступил к интенсивной работе, и первая его картина, привлёкшая к себе внимание, появилась в 1840 году («Видение святого Иоанна»). За ней последовал «Вечер» (1843) — масштабная аллегория, получившая серебряную медаль на Парижской выставке и известная в дальнейшем под названием «Утраченные иллюзии».

Вскоре Глейр вошел в известность и занял видное место среди представителей романтическо-идеального направления во французской живописи. В своих картинах он воспроизводил народные сцены, типы и костюмы, посещенных им стран; писал также пейзажи, мифологические, исторические и религиозные сюжеты, а иногда и портреты. Его работы отзываются влиянием, столь усердно изученных им, итальянских живописцев эпохи Возрождения; в их концепции и сочинении мало оригинальности, но рисунок их правилен и изящен, колорит приятен, хотя и не особенно энергичен, письмо виртуозно без излишнего щегольства. Сильное выражение чувства и страстей удавалось ему меньше, чем нежные, грациозные, поэтические темы; в портретах же ощущается у него недостаток жизни и энергии.

Несмотря на определённый успех, Глейр мало участвовал в дальнейшем в конкурсных выставках. Он отличался исключительной требовательностью к себе, работал над картинами подолгу, однако оставил в общей сложности, согласно посмертному каталогу, 683 работы — включая этюды и рисунки, среди которых, в частности, портрет Гейне, использованный для гравюры в журнале «Revue des deux mondes» (апрель 1852). Среди наиболее значительных работ в наследии Глейра — картины «Земной рай» (о которой восторженно отзывался Ипполит Тэн), «Потоп», «Одиссей и Навсикая», «Блудный сын», "Апост. Иоанн на острове Патмосе" (1840); аллегорическая композиция "Вечер" (1843, находится в Луврском музее, в Париже); "Поэт, перед которым проносятся в сновидении мечты его юности", "Апостолы, отправляющиеся на проповедь Евангелия" (1845); "Нимфа Эхо", "Пляска вакханок" (1849); "Геркулес у ног Омфалы" (1868, едва ли не лучшая из всех работ художника, находится в Невшательском музее); "Пенфей, преследуемый менадами" и некоторые другие полотна на античные и библейские сюжеты.

Едва ли не столь же, сколь собственной живописью, Глейр был известен как педагог, которому Поль Делярош в середине 1840-х гг. передал своих учеников. Особенно уважался как прекрасный наставник молодых художников, из которых некоторые пользуются теперь громкой репутацией. В студии Глейра в разное время занимались Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер и другие выдающиеся художники.