Регистрация
Евгений Евгеньевич Лансере
Евгений
 Евгеньевич Лансере
Россия 1875−1946
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

С 1892 — учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург. С 1895 по 1898 — обучение в Париже, в академиях Ф. Каларосси и Р. Жюльена, в это время Лансере много путешествовал по Европе. 1899 — член объединения «Мир искусства». 1905 — на Дальнем Востоке. 1907—1908, 1913—1914 — один из создателей «Старинного театра». 1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. 1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1920 — начал преподавать в Тбилисской Академии Художеств, Московском архитектурном институте. 1927—1931 — живёт и работает в Париже. 1934—1938 — преподаёт во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде. 1946 — Е. Е. Лансере умер.

Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892−96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896−99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения «Мир искусства» и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), в книжной графике («Венок Врангелю», «Царская охота на Руси», обе 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы «нового стиля»; однако в исторических стилизациях («Петербург. У старого Никольского рынка», 1901; «Петербург начала XVIII века», 1906; «Ботик Петра I», 1906; «Корабли времен Петра I», 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Сатирические рисунки в журналах «Зритель», «Жупел» и «Адская почта» (после закрытия «Жупела» Лансере взял на себя издание «Адской почты»), а также участие в создании «Календаря русской революции» (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из «мирискуснического» круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере — иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) — как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на «мирискусническое» понимание книжного ансамбля и изысканную графичность «петербургских» разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским «Казакам» (1917−36).

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917−20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси — работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской А. Х..

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Главный мотив росписей — праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи — тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере — серия гуашей «Трофеи русского оружия» (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

Читать дальше
Работы понравились
Dmitry G

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 18 работ
Евгений Евгеньевич Лансере. Корабли времен Петра I
0
Корабли времен Петра I
86×64 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Никольский рынок в Петербурге
0
Никольский рынок в Петербурге
59×44 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Хаджи-Мурат
0
Хаджи-Мурат
25×33 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны. Заставка к книге Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петро
0
Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны. Заставка к книге Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петро
30×18 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Проспект объявления о подписке на журнал "Мир искусства" на 1901 год
0
Проспект объявления о подписке на журнал "Мир искусства" на 1901 год
Евгений Евгеньевич Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
1
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
1905, 62×43 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Взятие шведского укрепления. Заставка к книге Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны"
0
Взятие шведского укрепления. Заставка к книге Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны"
25×23 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Санкт-Петербург. Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города
0
Санкт-Петербург. Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города
1903, 23×30 см
Евгений Евгеньевич Лансере. Петербург. Здание Двенадцати коллегий
0
Петербург. Здание Двенадцати коллегий
1903, 111×59 см
Посмотреть все 18 работ художника
HELP