Регистрация
Александр Васильевич Шевченко
Александр
 Васильевич Шевченко
Россия 1882−1948
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Учился в частных студиях в Париже (1905), СХПУ (1905−07), в МУЖВЗ (1907−09) у В. А. Серова и К. А. Коровина. Преподавал в московском ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине (1918−29). Член объединений «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Маковец», ОМХ, основатель объединения «Цех живописцев». На становление своеобразного творческого метода Шевченко, названного им «тектоническим примитивизмом», оказало влияние его увлечение искусством П. Сезанна и одновременно русской иконописью и лубком. Его пейзажам, натюрмортам, жанровым сценам 1910-х — начала 30-х гг. свойственны монументальность композиции и обобщённых форм, ритмизованная линеарность, лапидарность живописного языка («Спящий мальчик», 1919, ГТГ; «Пейзаж с прачками», 1920, «Натюрморт с лимонами и чайником», 1930, «Курдянки», 1932−33, — все в ГРМ). Со второй половины 30-х гг. обратился (преимущественно в пейзажах) к более свободной живописной манере.

Родился в Харькове 12 мая (24) мая 1883 в семье торгового служащего. В 1890—1898 занимался рисунком в реальном училище и брал частные уроки изобразительного искусства. После переезда семьи в Москву (1898) посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1898−1908). Совершенствовал мастерство в парижских академиях Р. Жюльена и Э. Каррьера (1905−1906), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908−1909), где в числе его наставников были А. Е. Архипов и К. А. Коровин. Был участником выставок «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Союза молодежи», «Маковца», «Общества московских художников». Призванный в 1915 в действующую армию, служил в Белоруссии и Литве и демобилизовался в 1917. Жил преимущественно в Москве.

Начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905−1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы» (Женщины у пруда, акварель, гуашь, 1908−1910, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Писал полотна в футуристическом духе (Музыканты, 1913, Русский музей). Испытав мощное воздействие М. Ф. Ларионова, примкнул к примитивизму с его иронически-лукавыми мотивами лубка и расписной вывески (Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты, Третьяковская галерея; Женщина у зеркала, Русский музей; обе работы — 1913). В 1913 издал брошюры Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности и Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. Первое из этих изданий представляет собой развернутый манифест о необходимости восстановления искаженных академизмом традиций путем художественного синтеза архаики с современностью. Развивая этот постулат во второй книжке, новаторски подошел к истории искусства, обратив внимание на вневременные и «вечные» свойства авангардного формообразования. Подошел вплотную к беспредметности — Лучистая композиция «1914» (1914, Художественная галерея, Пермь), — где формы и буквы под ударами молний рассыпаются, обращаясь в первозданный хаос), но в итоге остался верен фигуративному творчеству.

После революции 1917 заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918−1921), преподавал в Свободных художественных мастерских (Вхутемасе; 1918−1929), принимал активное участие в работе Российской академии художественных наук и создании Музея живописной культуры. В манифесте «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (подготовленном совместно с А. В. Грищенко и опубликованном в каталоге одноименной выставки; 1919) отверг «прикладничество всех родов и направлений» (т.е. чистый дизайн, которым занимались наиболее радикальные из новаторов типа В.Е.Татлина), отстаивая динамически-живописную станковую картину как наиболее адекватный современности вид творчества.

В конце 1910-х — 1920-е годы этот «цветодинамос» Шевченко постепенно обретал все более традиционные свойства, сочетая острую авангардную чувствительность к живописной фактуре с поэтикой романтизма (простые по мотивам пейзажи и натюрморты; Гладильщица; Братья Сирано-жонглеры; обе работы — 1920, Русский музей). С годами в его искусстве вновь усилились черты символизма, но в новом, более обобщенно-монументальном облике. Таковы, в частности, приглушенные по колориту, по-своему эпические фигурные композиции, созданные по впечатлениям творческих командировок на Кавказ и в Среднюю Азию (Курдянки, 1932−1933, Русский музей; Колхозницы в ожидании поезда, 1933, Третьяковская галерея; Ночной порт, 1935, Русский музей). В поздние десятилетия не раз подвергался критическому остракизму как «формалист», однако стоически продолжал работать как живописец, создавая лирически-задумчивые пейзажи и жанры в духе «тихого искусства» (Зимка, 1942−1943, частное собрание, Москва). Не оставлял и преподавания — прежде всего, в Текстильном институте, где с 1941 руководил кафедрой живописи.

Умер Шевченко в Москве 28 августа 1948.

Читать дальше
Работы понравились
Julia Ponomarenko

Лента
Александр Васильевич Шевченко. Старая фабрика
Старая фабрика
Александр Васильевич Шевченко
1913,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Васильевич Шевченко. Лучистая композиция
Лучистая композиция
Александр Васильевич Шевченко
1914, 1040×1010 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Работы художника
всего 18 работ
Александр Васильевич Шевченко. Гладильщица
0
Гладильщица
1920, 82×94 см
Александр Васильевич Шевченко. Джаз
1
Джаз
1935, 75×74 см
Александр Васильевич Шевченко. Пейзаж с сухим деревом
0
Пейзаж с сухим деревом
1925, 89×71 см
Александр Васильевич Шевченко. Натюрморт
0
Натюрморт
1920, 55×54 см
Александр Васильевич Шевченко. Восточный мотив
0
Восточный мотив
1932, 104×88 см
Александр Васильевич Шевченко. Уборка сена
0
Уборка сена
1927, 94×80 см
Александр Васильевич Шевченко. За городом. После дождя
0
За городом. После дождя
1923, 97×79 см
Александр Васильевич Шевченко. Батум
0
Батум
1929, 107×91 см
Александр Васильевич Шевченко. Сараи. Ржев
1
Сараи. Ржев
1916, 19×21 см
Посмотреть все 18 работ художника
HELP