Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Александр Васильевич Шевченко
Александр
 Васильевич Шевченко
Россия 1882−1948
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Учился в частных студиях в Париже (1905), СХПУ (1905−07), в МУЖВЗ (1907−09) у В. А. Серова и К. А. Коровина. Преподавал в московском ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине (1918−29). Член объединений «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Маковец», ОМХ, основатель объединения «Цех живописцев». На становление своеобразного творческого метода Шевченко, названного им «тектоническим примитивизмом», оказало влияние его увлечение искусством П. Сезанна и одновременно русской иконописью и лубком. Его пейзажам, натюрмортам, жанровым сценам 1910-х — начала 30-х гг. свойственны монументальность композиции и обобщённых форм, ритмизованная линеарность, лапидарность живописного языка («Спящий мальчик», 1919, ГТГ; «Пейзаж с прачками», 1920, «Натюрморт с лимонами и чайником», 1930, «Курдянки», 1932−33, — все в ГРМ). Со второй половины 30-х гг. обратился (преимущественно в пейзажах) к более свободной живописной манере.

Родился в Харькове 12 мая (24) мая 1883 в семье торгового служащего. В 1890—1898 занимался рисунком в реальном училище и брал частные уроки изобразительного искусства. После переезда семьи в Москву (1898) посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1898−1908). Совершенствовал мастерство в парижских академиях Р. Жюльена и Э. Каррьера (1905−1906), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908−1909), где в числе его наставников были А. Е. Архипов и К. А. Коровин. Был участником выставок «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Союза молодежи», «Маковца», «Общества московских художников». Призванный в 1915 в действующую армию, служил в Белоруссии и Литве и демобилизовался в 1917. Жил преимущественно в Москве.

Начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905−1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы» (Женщины у пруда, акварель, гуашь, 1908−1910, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Писал полотна в футуристическом духе (Музыканты, 1913, Русский музей). Испытав мощное воздействие М. Ф. Ларионова, примкнул к примитивизму с его иронически-лукавыми мотивами лубка и расписной вывески (Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты, Третьяковская галерея; Женщина у зеркала, Русский музей; обе работы — 1913). В 1913 издал брошюры Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности и Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. Первое из этих изданий представляет собой развернутый манифест о необходимости восстановления искаженных академизмом традиций путем художественного синтеза архаики с современностью. Развивая этот постулат во второй книжке, новаторски подошел к истории искусства, обратив внимание на вневременные и «вечные» свойства авангардного формообразования. Подошел вплотную к беспредметности — Лучистая композиция «1914» (1914, Художественная галерея, Пермь), — где формы и буквы под ударами молний рассыпаются, обращаясь в первозданный хаос), но в итоге остался верен фигуративному творчеству.

После революции 1917 заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918−1921), преподавал в Свободных художественных мастерских (Вхутемасе; 1918−1929), принимал активное участие в работе Российской академии художественных наук и создании Музея живописной культуры. В манифесте «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (подготовленном совместно с А. В. Грищенко и опубликованном в каталоге одноименной выставки; 1919) отверг «прикладничество всех родов и направлений» (т.е. чистый дизайн, которым занимались наиболее радикальные из новаторов типа В.Е.Татлина), отстаивая динамически-живописную станковую картину как наиболее адекватный современности вид творчества.

В конце 1910-х — 1920-е годы этот «цветодинамос» Шевченко постепенно обретал все более традиционные свойства, сочетая острую авангардную чувствительность к живописной фактуре с поэтикой романтизма (простые по мотивам пейзажи и натюрморты; Гладильщица; Братья Сирано-жонглеры; обе работы — 1920, Русский музей). С годами в его искусстве вновь усилились черты символизма, но в новом, более обобщенно-монументальном облике. Таковы, в частности, приглушенные по колориту, по-своему эпические фигурные композиции, созданные по впечатлениям творческих командировок на Кавказ и в Среднюю Азию (Курдянки, 1932−1933, Русский музей; Колхозницы в ожидании поезда, 1933, Третьяковская галерея; Ночной порт, 1935, Русский музей). В поздние десятилетия не раз подвергался критическому остракизму как «формалист», однако стоически продолжал работать как живописец, создавая лирически-задумчивые пейзажи и жанры в духе «тихого искусства» (Зимка, 1942−1943, частное собрание, Москва). Не оставлял и преподавания — прежде всего, в Текстильном институте, где с 1941 руководил кафедрой живописи.

Умер Шевченко в Москве 28 августа 1948.

Читать дальше
Работы понравились
Натади Ватман
Julia Ponomarenko
Ксения Пронина

Лента
Александр Васильевич Шевченко. Сад Эрмитаж. 1907
Александр Васильевич Шевченко. Портрет женщины в зеленом платье. 1913
Александр Васильевич Шевченко. Уборка сена.
Александр Васильевич Шевченко. Проходной двор. 1944
Александр Васильевич Шевченко. Портрет дочери художника. 1920
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Васильевич Шевченко. Уголок Версальского парка. 1906
Александр Васильевич Шевченко. Спящий мальчик. 1911
Александр Васильевич Шевченко. После грозы. 1938
Александр Васильевич Шевченко. Натюрморт с книгой. 1948
Александр Васильевич Шевченко. Материнство. Лида с Лялечкой. 1942
Александр Васильевич Шевченко. Женщина у стола. 1942
Александр Васильевич Шевченко. Две девушки пионерки. 1937
Вся лента
Работы художника
всего 48 работ
Александр Васильевич Шевченко. Гладильщица
0
Гладильщица
1920, 82×94 см
Александр Васильевич Шевченко. Джаз
1
Джаз
1935, 75×74 см
Александр Васильевич Шевченко. Пейзаж с сухим деревом
0
Пейзаж с сухим деревом
1925, 89×71 см
Александр Васильевич Шевченко. Натюрморт
0
Натюрморт
1920, 55×54 см
Александр Васильевич Шевченко. Восточный мотив
0
Восточный мотив
1932, 104×88 см
Александр Васильевич Шевченко. Уборка сена
0
Уборка сена
1927, 94×80 см
Александр Васильевич Шевченко. За городом. После дождя
0
За городом. После дождя
1923, 97×79 см
Александр Васильевич Шевченко. Батум
0
Батум
1929, 107×91 см
Александр Васильевич Шевченко. Сараи. Ржев
1
Сараи. Ржев
1916, 19×21 см
Посмотреть все 48 работ художника
HELP