Ученик Натуара и Ж. Ф. де Труа, он провел в Риме 6 лет, с 1744 по 1750. Живопись Вьена в римский период, а также в первые годы после возвращения в Париж остается в рамках довольно легкомысленного, театрального и гедонистического стиля. Однако в конце 1750-х во французском искусстве начинается волна увлечения античностью, и Вьен одним из первых решительно переходит к новому стилю.
Французский исторический живописец и портретист. Первые познания в живописи получил в Монпелье. В 1741 году явился в Париж, где после двухлетних занятий под руководством Натуара и посещения классов Академии получил большую премию, сопряженную с правом на поездку в Рим, в качестве пенсионера Академии.
С 1744 года Вьен провел в Риме пять лет, в течение которых были исполнены им, сверх многих копий с образцовых памятников живописи, шесть больших религиозных картин и несколько других произведений собственной композиции.
По возвращении в Париж, за картину "Св. Марфа садится на корабль", он сопричислен к Академии, а в 1754 г. за картину "Дедал и Икар" (в Лувре) получил звание действительного члена и вскоре затем профессора Академии.
С этого времени его имя стало пользоваться громкою известностью не только во Франции, но и в других странах Европы. С 1776 г. он последовательно занимал пост директора Французской академии в Риме, был назначен в число ректоров Парижской академии, в 1789 г. получил титул первого королевского живописца.
Наполеон I назначил его сенатором, возвел в графское достоинство и пожаловал в командоры ордена почетного легиона.
В истории живописи Вьен занимает весьма видное место, как возродитель строгого стиля во французской школе после господствовавшего в ней маньеризма, как основатель новоклассицизма, который только развивали далее его ученики Л. Давид, Реньо, Менажо и др.
Правдивость и простота композиции, правильность рисунка, внимательное отношение к натуре, соединенное с исканием в ней благородных форм, и теплый прозрачный колорит составляют отличительные качества его произведений, встречающихся преимущественно в музеях и церквах Франции.
Лучшими из его картин считаются: "Проповедь св. Дионисия" (в церкви св. Роха, в Париже), "Св. Герман и св. Викентий" (в Лувре), шесть сцен из жития св. Марфы (в церкви Сент-Март, в Тарасконе), "Открытие памятника Людовику XIV" (в Версальском музее), "Пpoщaниe Гектора с Андромахой", портреты самого художника и его жены и др. Независимо от живописи, Вьен занимался гравированием и произвел 38 эстампов.
Кроме того, он оставил по себе массу рисунков на сюжеты в духе Анакреона. Жена художника, Мария-Тереза, рожденная Ребу (Rebout, 1728-1805), ученица гр. Кайлью и своего мужа, писала животных и цветы, а его сын, Мари-Жозеф В. (1761-1836), обязанный своим образованием ему и Венсену, - даровитый живописец миниатюрных портретов.