войти
опубликовать

Даниэль Николай
Ходовецкий

Германия • 1726−1801

Потомок гугенотов, переселившихся в Восточную Европу. В 16-летнем возрасте после смерти отца переехал вместе с младшим братом в Берлин к дяде. Дядя оплатил их художественное образование. В 1764 г. Даниэль был принят в Берлинскую художественную академию, в 1788 г. стал её вице-директором, а в 1797 — директором. Особенно прославился как график, портретист и книжный иллюстратор (в том числе — к Жизни и мнениям Тристрама Шенди Лоренса Стерна, Страданиям молодого Вертера Гёте, произведениям Клопштока, С. Ричардсона и др.).

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер польского происхождения; с 1743 жил в Берлине. Начинал как миниатюрист, копируя работы Ватто, Ланкре, Шардена; не получил специального художественного образования. Приобрел известность благодаря небольшим полотнам и рисункам с изображением сцен из жизни бюргерства. Подобно У. Хогарту и П. Лонги, он не без скрытой иронии повествовал о быте и нравах нового класса (Ломберный столик, Общество утром, оба — Берлин, Нац. галерея). Ходовецкий был выдающимся графиком. Он иллюстрировал произведения Вольтера, Руссо, Стерна, Бомарше, Лессинга, Гёте, Шиллера. Его иллюстрации исполнены в технике офорта, эти издания представляют собой высочайшие образцы искусства книги XVIII в. Они тонко передают национальный колорит литературных произведений века Просвещения. Меткие характеристики в трактовке персонажей сочетаются с изящным декоративным обрамлением изображений в виде виньеток и цветочных гирлянд. В сериях офортов Брачные предложения и Простые или аффектированные поступки (1780—1781) для Геттингенского альманаха — в острых, полных юмора сюжетах или в сценах с оттенком сентиментальности рассказывается о событиях из жизни бюргеров, подмечены забавные и поучительные стороны их быта. В офорте Семейство художника (1771) с изображением интерьера мастерской, в котором глава семьи запечатлевает своих близких, Ходовецкий обращается к теме творчества художника, которая часто варьировалась мастерами XVIII в. Эта поэтизирующая реальность, сентиментальная бытовая сценка предвосхищает искусство немецкого бидермайера.

Перейти к биографии