войти
опубликовать

Педро
Берругете

Испания • 1450−1504

По предположениям, учился живописи в Саламанке у Фернандо Гальего. Молодым отправился в Италию, где работал под покровительством Федериго да Монтефельтро, герцога Урбинского, трудился вместе с Юстусом ван Гентом над серией портретов современников Знаменитые мужи (папа Сикст IV и др.), познакомился с Мелоццо да Форли и Пьеро делла Франческа. В 1483 вернулся в Кастилию. Работал в соборе Св.Марии Толедской. По заказу Торквемады расписал центральный алтарь монастыря Св.Фомы в Авиле. Также работал в храме Вознесения в Санта-Мария-дель-Кампо, в монастыре Мирафлорес под Бургосом. Последние годы жизни трудился в родном городе.

Уроженец Кастилии, в искусстве которой во второй половине XV в. преобладали нидерландские мастера, призванные католическими королями, Берругете в своем творчестве следовал готической традиции, обогащая ее новыми элементами, заимствованными из итальянского Возрождения. Пребывание художника в Италии приблизительно между 1472 и 1482 не вызывает сомнения у большинства исследователей. Р. Лонги первым приписал Бер-ругете декорации зала Федериго да Монтефельтро в Палаццо Дукале в Урбино; это было подтверждено двумя документами - один из них, происходящий из нотариальных архивов Урбино, упоминает о присутствии в 1477 художника «Пьетро Спаньоло»; в другом, речи Пабло де Сеспедеса (1604), говорится, что испанский художник написал портреты знаменитых людей в урбинском дворце. Эти декорации включают в себя «Портрет герцога Федериго с сыном Гвидобальдо» (Урбино, Палаццо Дукале) в окружении 28 фигур ученых и философов античности и современности, представленных в двух регистрах над инкрустированным орнаментом (14 портретов - Париж, Лувр; 14 - Урбино, Палаццо Дукале). Сама структура ансамбля, возможно, принадлежит итальянцу (Мелоццо да Форли), часть композиции - фламандцу (Иосу ван Генту), а некоторые лица в верхнем регистре исполнены Берругете. Несмотря на некоторые сомнения, неоспоримо его участие в панно «Герцог Урбинский, его сын и придворные, получающие урок гуманиста» (Лондон, дворец Хэмптон Корт), и в четырех «Аллегориях свободных искусств», написанных для дворцовой библиотеки (две - Лондон, Нац. гал.; две Берлин, музей; не сохранились). В Урбино Берругете, быть может, познакомился со многими мастерами, в частности с Пьеро делла Франческа, для которого он исполнил руки и головной убор Федериго да Монтефельтро в его картине «Мадонна со святыми и герцогом Урбинским» (Милан, пинакотека Брера). Вероятно также, что он посетил Тоскану и Венецию, где написал картину «Христос и два ангела» (там же; прежде - ц. Санта-Мария делла Кари-та). Его отъезд из Италии совпал со смертью герцога Федериго (1482); уже в 1483 он украшает фресками «Саграрио» собор в Толедо (уничтожены в XVI в.). Среди его фресковых композиций сохранились только две сцены из «Жизни св. Петра» (Толедо, собор, капелла св. Петра). Сразу после возвращения из Урбино Берругете создал картину «Благовещение» для картезианского монастыря Мирафлорес около Бурго-са, две сцены из «Жизни Иоанна Крестителя» для ц. Санта-Мария дель Кампо и композицию «Месса св. Григория» для собора в Толедо. В этих работах художник точно воспроизводит итальянские ренессанс-ные канеллированные пилястры и тимпаны в виде раковин, а также пространственные и световые композиции Пьеро делла Франчески. Для трех церквей в Паредес де Нава он пишет большие панно: «Св. Петр мученик» (приходской музей ц. св. Евлалии), две сцены из «Истории св. Елены» и «Чудо св. Креста» (ц. Иоанна Крестителя), а также «Алтарь Богоматери» (ц. св. Евлалии). «Алтарь Богоматери» (Бесерриль де Кампос, ц. СантаМария) знаменует собой новый этап в творческой эволюции Берругете, который все больше отходит от итальянских воспоминаний и обращается к готическим формам. Сцены располагаются в ограниченном пространстве, экспрессия персонажей становится более реалистичной. К этому периоду относятся три сцены из «Жизни Марии» (Паленсия, епископский дворец) и «Чудо св. Косьмы и Дамиа-на» (Коваррубиас, коллегия). Позже художник работает для монастыря Санто-Томас в Авиле; главный алтарь посвящен св. Фоме, монументальные фигуры очерчены резкими контурами. Те же черты характерны и для «Алтаря Страстей» (Авила, собор), за который художник получил плату в 1499. Он создал также «Бичевание Христа» и восемь фигур у подножия внешней части алтаря (после смерти Берругете алтарь заканчивали Санта Крус и Хуан де Боргонья). Берругете принадлежат также десять сцен из «Жизни св. Доминика и Петра» для монастыря Санто-Томас в Авиле (ныне - Мадрид, Прадо). Мастер больших алтарных картин, Берругете редко создавал небольшие по масштабу работы («Мадонна с младенцем», частное собрание и Паленсия, собор). В начале XVI в. Паленсия была одним из самых крупных художественных центров Испании, и многие мастера (Мастер из Бесерриля и Мастер из Портильо) последовали по пути, проложенному Берругете.

Перейти к биографии