войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Скульптура
Материалы: Мрамор
Дата создания: 1754
Местонахождение: Лувр, Париж
Работа в подборках: 2 подборки

Описание работы «Милон Кротонский»

Милон Кротонский был легендарным греческим атлетом из италийского города Кротон. Он жил в VII веке до н.э. и упоминается в произведениях Геродота, Пиндара, Плутарха, Овидия. Обладал столь выдающимися физическими способностями, что о нём говорили: если кому и мог бы уступить Милон Кротонский – так только Гераклу. Шесть раз Кротон побеждал на Олимпийских играх (в состязаниях по борьбе), семь – на Пифийских, девять на Немейских играх и десять – на Истимийских.

Не только писатели античности были впечатлены Милоном Кротонским. Он еще и был кумиром Портоса в «Трёх мушкетерах» Александра Дюма:

Я слышал, – сказал Портос, – что некий Милон Кротонский проделывал удивительные вещи: он стягивал себе голову верёвкой и движением головных мускулов разрывал её, ударом кулака сваливал с ног быка и уносил его на своих плечах, останавливал лошадь на бегу за задние ноги и тому подобное. Узнав об этом, я проделывал в Пьерфоне всё то же, что и Милон, за исключением одного: не мог разорвать головой верёвку.

Французскому скульптору Этьену Морису Фальконе было 28 лет, когда он решился поступать в Академию художеств. В качестве вступительной работы Фальконе выполнил скульптурную группу из гипса, в которой запечатлен предсмертный эпизод из жизни Милона Кротонского. Когда герой был уже далеко не молод, но по-прежнему очень честолюбив, он решил разорвать руками пень, с которым до этого не смогли справиться топоры десятка дровосеков. Милону не повезло дважды: его руку защемило между кусками дерева и в этот момент на лишённого возможности убежать или драться героя напал лев.

«Напавший зверь опрокинул его на землю, – описывает работу Фальконе историк искусства Зинаида Зарецкая, – Милон всей тяжестью тела придавил свободную руку, другая осталась защемленной. Подняться он не мог, голова запрокинулась, на шее вздулись вены, на лице появилось выражение нестерпимой муки. Кажется, что из открытого рта вырываются крики боли, ужаса, бессильной ярости. Резкие контрасты света и тени создают ощущение предельной напряженности тела, подчеркивают последние усилия могучего, но гибнущего в борьбе человека».

Французская Академия эмоциональную и весьма реалистичную скульптуру приняла холодно. Фальконе упрекали в излишнем натурализме и в том, что он будто бы украл идею у «французского Микеланджело» Пьера Пюже (у этого скульптора XVII века тоже есть свой «Милон Кротонский»). Звания академика Фальконе удостоится лишь спустя 10 лет, когда опять повторит скульптуру Милона Кротонского – но сделает её уже не из гипса, а из мрамора. Гипсовый Милон сейчас хранится в Государственном Эрмитаже, а его мраморный двойник – в Лувре.

Возникает вопрос: почему скульптор снова вернулся к этому сюжету, который в первый раз публика и критика недооценила, а не придумал для получения звания академика что-то иное? Есть все основания полагать, что в сюжет о Милоне Кротонском Фальконе, неплохо знакомый с античной философией и литературой, вкладывал автобиографический смысл. Герой, выходящий на неравный бой, – это он сам, родившейся в бедной семье, с одной стороны в которой преобладали землепашцы, а с другой – башмачники. Его ситуативные враги, пень и лев, – те сложности, с которыми ему приходится столкнуться, прокладывая свой путь в искусстве. И, в отличие от Милона Кротонского в его финальном поединке, скульптору Фальконе, пусть и не сразу, удаётся кое-чего добиться. За мраморного «Милона» он получает звание академика – а значит, право на бесплатную мастерскую в Лувре, внеочередные королевские заказы и даже дворянский титул. Совсем неплохо для сына парижского столяра.

Кстати, если хотите узнать, как выглядел Этьен Морис Фальконе, взгляните на его скульптуру. Автор снабдил Милона Кротонского собственными чертами лица. Он сообщал своему другу-историку Левеку о том, что «голова простонародна, потому что я делал её со своей».

Анна Вчерашняя

Комментарии