войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Скульптура
Материалы: Мрамор
Дата создания: 1771
Работа в подборках: 2 подборки

Описание работы «Зима»

В апреле 1764 года неожиданно умерла 42-летняя маркиза де Помпадур, а в мастерской её любимого скульптора Этьена Мориса Фальконе осталась незаконченной последняя из заказанных ею статуй – мраморная «Зима».

Фальконе недаром считался любимым мастером всесильной де Помпадур, сделавшей его главным скульптором Севрской фарфоровой мануфактуры. Статуи работы Фальконе украшали загородную резиденцию маркизы – замок Бельвю. Эти статуи – лаконично-утонченные, с идеально выверенными пропорциями – были словно аллегорическими портретами мадам де Помпадур, которой Фальконе искренне восхищался. Красота, веселость и живой ум, остроумие и музыкальность когда-то пленили Людовика XV, сделавшего Жанну Антуанетту Пуассон своей официальной фавориткой. Фальконе нравился её врождённый такт, её редкое умение сочетать безумную роскошь с непринуждённостью. В скульптуре «Аллегория музыки» он изобразил зрительский успех де Помпадур, игравшей главную роль в музыкальном спектакле «Эглэ».

Похоже, и «Зима» тоже могла стать аллегорическим портретом маркизы. Пленительная молодая женщина сидит на ледяном кубе. У её ног – расколовшаяся от замерзшей воды чаша, символ всего неприкаянного и бесприютного в большом неприветливом мире. Но и спасенне – рядом: подолом своего одеяния женщина, словно зима снежной пеленой, грациозно прикрывает цветы. Чем не аллегория покровительства, которое маркиза охотно и щедро оказывала скульпторам, художникам, музыкантам?..

Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша, — напишет Фальконе позже.

Помпадур умерла, не успев оплатить заказ. Фальконе пришлось нелегко, он рассчитывал на эти деньги, тем более что истратил на материал для скульптуры немалые собственные средства. С превеликим трудом, при помощи маркиза де Мариньи, брата мадам Помпадур и директора Королевских строений, Фальконе удалось перевести заказ «Зимы» на счет короля вместо заказанной ему ранее статуи «Минерва». «Зиму», как только скульптор её закончит, планировали разместить в Ботаническом саду Малого Трианона.

Но попасть в Трианон фальконетовской «Зиме» была не судьба. Воля, а вернее ирония судьбы была в том, что у этой скульптуры должна была появиться новая покровительница – и (хоть это было почти невозможно себе представить) еще более всемогущая, чем прежняя!

В середине 1760-х годов Фальконе, по рекомендации своего друга, философа Дени Дидро получает приглашение в Россию для создания монумента «преобразователю и законодателю» Петру I. После обстоятельных переговоров, которые вели с российской стороной Дидро и Мариньи, императрица Екатерина II соглашается к моменту приезда Фальконе в Россию приобрести за счет российской казны и все незаконченные работы из его мастерской. В их число, разумеется, попадает и «Зима».

Так статуя последовала за скульптором далекую северную страну.

Долгое время Фальконе был занят своим основным проектом, а к доработке «Зимы» возвращался только время от времени. Она будет завершена только через 5 лет после приезда в Россию, в 1771 году. В оживлённой переписке тех лет, завязавшейся между скульптором и императрицей, иногда упоминается и «Зима» - Екатерина сообщает, что наслышана о красоте статуи. «Я обещаю Вам после своего возвращения большое восхищение Вашей статуей Зимы, которая, как говорят, чудесна», – писала она.

Стороны куба, на котором сидит Зима, украшены изображением зодиакальных знаков зимних меяцев. Сначала скульптуру хотели поместить в Ботаническом саду. Но потом было решено отправить её в Гатчину, где «Зима» украшала дворец престолонаследника Павла I. В 1932 году из Гатчинского дворца-музея «Зима» была передана в Государственный Эрмитаж. «В строгой простоте композиции, четком замкнутом контуре фигуры, реалистической трактовке деталей проявляется умение скульптора тонко сочетать условность языка аллегории с верностью натуре, – говорится на сайте музея. – Современники считали эту статую шедевром».
Комментарии