Регистрация
Джордж Фредерик Уоттс
Джордж Фредерик
 Уоттс
Великобритания родилась в XX век
Подписаться15                
Подписаться15                
Биография и информация
 
Джордж Фредерик Уоттс (23 февраля 1817, Мэрилебон — 1 июля 1904, Комптон) — английский художник и скульптор.

Особенности творчества художника Джорджа Фредерика Уоттса: сам Уоттс связывал свое творчество с движением символистов; он говорил «я рисую идеи, а не вещи». Художник стал известен еще при жизни. Его картины «Надежда» и «Любовь и жизнь» должны были стать частью эпического символического цикла «Дом жизни», в котором эмоции и стремления жизни представлены на универсальном символическом языке. Джордж Уоттс ратовал за образовательные программы для неимущих и способствовал организации галерей в бедных районах Лондона, где выставлял свои работы. Искренний поклонник и последователь традиций старых мастеров Италии, он был известен современникам как «английский Микеланджело».

Известные работы художника Джорджа Фредерика Уоттса: «Надежда», «Эллен Терри (Выбирающая)», «Паоло и Франческа», «Суд Париса».


Греческая классика литературы и Мраморы Элгина
Джордж Уоттс появился на свет 23 февраля 1817 года в семье бедного лондонского мастера по изготовлению пианино. Отец назвал сына в честь великого композитора Джорджа Фредерика Генделя, который также родился 23 февраля. Рано потерявший мать, болезненный мальчик начал обучение в христианской школе, где много внимания посвящали классической литературе. И если консервативность школы отвратила его от религии, то «Иллиада» определенно оказала влияние на дальнейший творческий путь Уоттса.

Рано открывшийся талант Джорджа к рисованию нашел поддержку у его отца, и в десять лет Уоттс переступил порог студии скульптора Уильяма Бенеса в Сохо. Обучение у Бенеса давало мальчику некоторые привилегии, в том числе доступ в Британский музей, где он не уставал восхищаться знаменитыми Мраморами Элгина — собранием статуй и барельефов, некогда украшавших афинский Акрополь. Непревзойденные работы древнегреческих мастеров повлияли на всю дальнейшую творческую жизнь начинающего художника. Спустя 8 лет Уоттс поступил в Королевскую академию, где учился с большой неохотой и где в 1837 году впервые выставил свои работы. Интерес к учебе ослабевал, и вскоре Уоттс оставил стены Академии. Благодаря своему покровителю, меценату и коллекционеру Александру Константину Ионидису, Уоттс получил свои первые заказы на портретные работы.

Вдохновение работами Старых Мастеров
В 1842 году Королевская комиссия по изобразительным искусствам объявила конкурс на украшение интерьеров Вестминстера крупномасштабными картинами. Уоттс принял участие в этом конкурсе, и его картина «Триумфальное шествие Каратакуса по улицам Рима» была принята Комиссией и отмечена премией в 300 фунтов. Полученные средства Уоттс потратил на путешествие в Европу, изучив художественный мир Парижа, а после отправился на юг через Францию и Италию, завершив путешествие во Флоренции — здесь он погрузился в изучение фресковой живописи и ее художественных приемов. Это была очень важная поездка в жизни Уоттса: погруженный в древнее итальянское искусство и культуру, он полностью изменил свое мировоззрение. Любовь Уоттса к Италии и ее мастерам принесла ему прозвище «сеньор», которое часто употребляли при обращении к художнику на протяжении всей его жизни. Позднее, в зените славы, его также называли «английским Микеланджело» — еще одно свидетельство приверженности Уоттса традициям и канонам Старых Мастеров. Его грандиозный план по украшению Вестминстера фресками реализован не был, однако Уоттс все же выполнил большую работу (ок. 16×16м) в верхней части восточной стены Большого зала Lincoln`s Inn, где заседали барристеры Англии и Уэльса, а также написал ряд картин для украшения интерьеров.

Техника, в которой работал Уоттс, отличалась от той, в которой работали его коллеги по цеху. Отвергнув сглаженные поверхности, к которым стремились его современники, художник писал густыми мазками, а чтобы удалить излишки масла, выдавливал краски на бумагу. Писатель и журналист Гилберт Кит Честертон считал, что живопись Уоттса подобна «фрескам некоего доисторического храма». Еще бы — он столько времени провел, изучая фрески Италии!

Символизм, социальные вопросы…
Вернувшись в Лондон в 1847 году, Уоттс нашел столицу Англии очень изменившейся. Пресса на фоне обострившихся социальных проблем в обществе все чаще подвергала высокое искусство нападкам. Художник принял близко к сердцу сложившуюся ситуацию, создав ряд символических и, в то же время, остросоциальных картин, в том числе работу «Голод в Ирландии». «Я рисую идеи, а не вещи» — говорил Уоттс. Критика отнеслась к его работам благосклонно, сформировав вокруг его творчества положительное общественное мнение.

…и художественные салоны
В своей студии Уоттс познакомился с Генри Тоби Принсепом, который в течение 16 лет был членом британского Совета по делам Индии, а также художником-любителем. Будучи знакомым с британским послом в Италии, Генри Фоксом, 4-м бароном Холландом, художник помог Принсепу в 1850 году снять принадлежащий Генри Фоксу дом. На протяжении следующих двух десятилетий Уоттс жил вместе с Принсепами в Литтл-Холланд-Хаус, в Кенсингтоне. который стал центром местного богемного общества. Уоттс обучал живописи сына хозяев — 12-летнего Валентина (Вэла) Принсипа; мальчик продолжил художественное образование в Лондонской академии художеств и впоследствии стал известным историческим и жанровым живописцем.

С художником рассчитались за работу для здания парламента «Триумф рыцаря Красного Креста» (1852−53), после чего Уоттс отправился в Венецию — вдохновляться любимым Тицианом. Еще одно путешествие он предпринял три года спустя в компании археолога Чарльза Томаса Ньютона: их путь проходил через Константинополь и острова Греции и закончился на раскопках древнегреческого города Галикарнас. Верный просветительским принципам, Уоттс выставил свои картины в Уайтчепеле — одном из беднейших районов Лондона, в чем ему помог его друг, реформатор и филантроп Сэмюэль Барнетт.

В 1860-х годах Уоттс был весьма популярен, и он отважился брать заказы напрямую, без посредников. Его финансовое положение улучшилось, чему немало способствовал еще один друг и покровитель — Александр Ионидис, который к тому времени также обосновался в Кенсингтоне. В доме Ионидисов — Холланд Парк — собирался артистический салон, куда захаживали поэт и художник Данте Габриель Россетти, художник Джеймс Эббот, Эдвард Пойнтер — президент Королевской Академии художеств, писатель Джордж дю Морье и, конечно же, Джордж Уоттс.

Связи среди влиятельных и знатных творческих людей обеспечивали поток клиентов и доход. Это позволило Уоттсу больше времени уделять скульптуре, а также исследованиям женского образа, вдохновляясь творчеством Россетти, подчеркивая в своих работах чувственное наслаждение и расширив цветовую палитру. Художнику понадобились натурщицы, и однажды его друг, драматург Том Тейлор, познакомил его с молодыми актрисами, сестрами Терри — Кейт и Эллен.

В любовь как в омут
Уоттс влюбился в образ Эллен, в ее притягательный и загадочный взгляд. Он принял решение жениться на девушке, несмотря на большую разницу в возрасте: Уоттсу было 47, а Эллен — всего 17 лет. Они поженились 20 февраля 1864 года. Молодая жена позировала для целого ряда картин Уоттса — так, облик Эллен запечатлен на полотне «Выбирающая»; позже она писала в воспоминаниях, что «театральная сцена казалась невзрачной по сравнению с замечательной студией». Неравный брак закончился весьма быстро: Эллен сбежала с другим мужчиной, и после развода, инициатором которого стал муж, была отправлена обратно к родителям. Однако влияние ее образа на произведения Уоттса было так велико, что еще много лет он то и дело возвращался к картинам с ликами Эллен, начатых им во время их короткого брака. Эллен Терри продолжила артистическую карьеру и стала знаменитой, на протяжении долгих лет воплощая на театральной сцене самые известные роли из пьес Шекспира, а позже снималась в кино.

«Стихи, написанные на холсте»
Утвердившись в своей репутации, в 1880-х годах Уоттс начал свои грандиозные исследования аллегорической тематики, а свои картины называл не иначе, как «стихи, написанные на холсте». С большим успехом прошли выставки художника в галерее Гросвенор (1881−82) и музее Метрополитен (1884−85), Кембридж и Оксфорд присвоили ему высокие научные звания.

Уоттс расширил галерею Литл-Холланд-Хаус и сделал ее доступной по выходным дням для публики. Он был убежден, что искусство должно быть близким и для простого люда, и планомерно претворял в жизнь свои планы, проводя свои выставки в бедных районах Лондона и способствуя созданию новых художественных галерей. В эти годы он создает свои знаменитые работы «Надежда», вдохновившую мировую элиту художников и мыслителей, а также «Маммон» — как протест против разрушительной жадности, которая царила, по его мнению, в современном обществе.

Второй брак: Гильдия искусств Комптона и другие творческие проекты
В 1886 году, в возрасте 69 лет Уоттс вступил во второй брачный союз; его избранницей стала 36-летняя шотландка Мэри Сетон Фрейзер Титлер, дизайнер и керамистка. Спустя некоторое время пара купила в Комптоне участок земли, на котором был построен их дом Лимнерлиз (Limnerslease). 1891 год стал для Мэри знаменательным: живопись осталась позади, она сосредоточилась на дизайне и архитектуре и смогла уделить больше внимания своим филантропическим проектам. В частности, по вечерам она вела занятия по созданию керамических изделий для местных жителей Комптона, которые проходили в гостиной дома Уоттсов. Результатом этих занятий стало создание часовни Уоттсов (Watts Chapel), архитектурный проект которой был разработан самой Мэри. Watts Chapel признана одним из самых оригинальных зданий в Британии; в ней соединились модерн, кельтский и романский стили. Окрыленная успехом, Мэри приложила немалые усилия для создания Гильдии искусств гончаров Комптона — местного кооператива, который получал контракты от самых именитых архитекторов современности. Гильдия обеспечивала занятость жителей Комптона вплоть до 1956 года.

На закате своих дней Уоттс обратился к скульптуре, создав свою самую известную работу «Физическая энергия» (1902). Оригинальная скульптура по сей день находится в галерее художника, а ее бронзовые копии выставлены в Мемориале Родоса в Кейптауне, а также в Кенсингтон-Гарденс в Лондоне.

Еще один проект творческого союза семьи Уоттс — Мемориал героическому самопожертвованию (1900), который находится в лондонском Postman’s Park (Парке почтальонов). Небольшая открытая галерея, расположенная возле собора Святого Павла, хранит небольшие мемориальные таблички с именами простых людей, погибших ради спасения других.

Джордж Уоттс дважды отказывался от звания баронета, которое ему предлагала королева Виктория. В 1867 году он был избран академиком Королевской академии искусств, а в 1902 году стал одним из первых, награжденных новым почетным орденом стран Британского Содружества «За заслуги».

Итоги долгого пути
Галерея Уоттс рядом с домом художника, Лимнерлиз, открылась 1 апреля 1904 года: проектом по ее строительству руководила Мэри. Ровно через три месяца, 1 июля 1904 года Джордж Фредерик Уоттс скончался. Для своей собственной галереи Уоттс оставил большую часть работ, которые создавались на протяжении его 70-летней карьеры. Здесь хранятся его картины «Паоло и Франческа» (1872−74), «Сеятель систем» (1902) и оригинал скульптуры «Физическая энергия» (1884−1904).

Джордж Уоттс хотел, чтобы его искусство было доступно всем и служило источником вдохновения. Преследуя эти цели, художник дарил свои картины галереям по всей Британии. И три галереи, по его представлению, должны были служить главными проводниками его просветительских идей. Одна из них — его собственная, Галерея Уоттса. Второй стала галерея Тейт — туда Уоттс передал свои знаменитые аллегорические работы, в том числе «Суд смерти». Национальной портретной галерее Уоттс передал свои самые замечательные портретные работы, в том числе из серии «Зал славы».

Автор: Рита Лозинская

Читать дальше
Работы понравились
+8

Лента
биография обновлена
Джордж Фредерик Уоттс (23 февраля 1817, Мэрилебон — 1 июля 1904, Комптон) – английский художник и скульптор.

Особенности творчества художника Джорджа Фредерика Уоттса: сам Уоттс связывал свое творчество с движением символистов; он говорил «я рисую идеи, а не вещи». Художник стал известен еще при жизни. Его картины «Надежда» и «Любовь и жизнь» должны были стать частью эпического символического цикла «Дом жизни», в котором эмоции и стремления жизни представлены на универсальном символическом языке. Джордж Уоттс ратовал за образовательные программы для неимущих и способствовал организации галерей в бедных районах Лондона, где выставлял свои работы. Искренний поклонник и последователь традиций старых мастеров Италии, он был известен современникам как «английский Микеланджело».

Известные работы художника Джорджа Фредерика Уоттса: «Надежда», «Эллен Терри (Выбирающая)», «Паоло и Франческа», «Суд Париса».


Греческая классика литературы и Мраморы Элгина
Джордж Уоттс появился на свет 23 февраля 1817 года в семье бедного лондонского мастера по изготовлению пианино. Отец назвал сына в честь великого композитора Джорджа Фредерика Генделя, который также родился 23 февраля. Рано потерявший мать, болезненный мальчик начал обучение в христианской школе, где много внимания посвящали классической литературе. И если консервативность школы отвратила его от религии, то «Иллиада» определенно оказала влияние на дальнейший творческий путь Уоттса.

Рано открывшийся талант Джорджа к рисованию нашел поддержку у его отца, и в десять лет Уоттс переступил порог студии скульптора Уильяма Бенеса в Сохо. Обучение у Бенеса давало мальчику некоторые привилегии, в том числе доступ в Британский музей, где он не уставал восхищаться знаменитыми Мраморами Элгина – собранием статуй и барельефов, некогда украшавших афинский Акрополь. Непревзойденные работы древнегреческих мастеров повлияли на всю дальнейшую творческую жизнь начинающего художника. Спустя 8 лет Уоттс поступил в Королевскую академию, где учился с большой неохотой и где в 1837 году впервые выставил свои работы. Интерес к учебе ослабевал, и вскоре Уоттс оставил стены Академии. Благодаря своему покровителю, меценату и коллекционеру Александру Константину Ионидису, Уоттс получил свои первые заказы на портретные работы.

Вдохновение работами Старых Мастеров
В 1842 году Королевская комиссия по изобразительным искусствам объявила конкурс на украшение интерьеров Вестминстера крупномасштабными картинами. Уоттс принял участие в этом конкурсе, и его картина «Триумфальное шествие Каратакуса по улицам Рима» была принята Комиссией и отмечена премией в 300 фунтов. Полученные средства Уоттс потратил на путешествие в Европу, изучив художественный мир Парижа, а после отправился на юг через Францию и Италию, завершив путешествие во Флоренции – здесь он погрузился в изучение фресковой живописи и ее художественных приемов. Это была очень важная поездка в жизни Уоттса: погруженный в древнее итальянское искусство и культуру, он полностью изменил свое мировоззрение. Любовь Уоттса к Италии и ее мастерам принесла ему прозвище «сеньор», которое часто употребляли при обращении к художнику на протяжении всей его жизни. Позднее, в зените славы, его также называли «английским Микеланджело» - еще одно свидетельство приверженности Уоттса традициям и канонам Старых Мастеров. Его грандиозный план по украшению Вестминстера фресками реализован не был, однако Уоттс все же выполнил большую работу (ок. 16х16м) в верхней части восточной стены Большого зала Lincoln`s Inn, где заседали барристеры Англии и Уэльса, а также написал ряд картин для украшения интерьеров.

Техника, в которой работал Уоттс, отличалась от той, в которой работали его коллеги по цеху. Отвергнув сглаженные поверхности, к которым стремились его современники, художник писал густыми мазками, а чтобы удалить излишки масла, выдавливал краски на бумагу. Писатель и журналист Гилберт Кит Честертон считал, что живопись Уоттса подобна «фрескам некоего доисторического храма». Еще бы – он столько времени провел, изучая фрески Италии!

Символизм, социальные вопросы…
Вернувшись в Лондон в 1847 году, Уоттс нашел столицу Англии очень изменившейся. Пресса на фоне обострившихся социальных проблем в обществе все чаще подвергала высокое искусство нападкам. Художник принял близко к сердцу сложившуюся ситуацию, создав ряд символических и, в то же время, остросоциальных картин, в том числе работу «Голод в Ирландии». «Я рисую идеи, а не вещи» - говорил Уоттс. Критика отнеслась к его работам благосклонно, сформировав вокруг его творчества положительное общественное мнение.

…и художественные салоны
В своей студии Уоттс познакомился с Генри Тоби Принсепом, который в течение 16 лет был членом британского Совета по делам Индии, а также художником-любителем. Будучи знакомым с британским послом в Италии, Генри Фоксом, 4-м бароном Холландом, художник помог Принсепу в 1850 году снять принадлежащий Генри Фоксу дом. На протяжении следующих двух десятилетий Уоттс жил вместе с Принсепами в Литтл-Холланд-Хаус, в Кенсингтоне. который стал центром местного богемного общества. Уоттс обучал живописи сына хозяев – 12-летнего Валентина (Вэла) Принсипа; мальчик продолжил художественное образование в Лондонской академии художеств и впоследствии стал известным историческим и жанровым живописцем.

С художником рассчитались за работу для здания парламента «Триумф рыцаря Красного Креста» (1852-53), после чего Уоттс отправился в Венецию – вдохновляться любимым Тицианом. Еще одно путешествие он предпринял три года спустя в компании археолога Чарльза Томаса Ньютона: их путь проходил через Константинополь и острова Греции и закончился на раскопках древнегреческого города Галикарнас. Верный просветительским принципам, Уоттс выставил свои картины в Уайтчепеле – одном из беднейших районов Лондона, в чем ему помог его друг, реформатор и филантроп Сэмюэль Барнетт.

В 1860-х годах Уоттс был весьма популярен, и он отважился брать заказы напрямую, без посредников. Его финансовое положение улучшилось, чему немало способствовал еще один друг и покровитель - Александр Ионидис, который к тому времени также обосновался в Кенсингтоне. В доме Ионидисов - Холланд Парк - собирался артистический салон, куда захаживали поэт и художник Данте Габриель Россетти, художник Джеймс ЭбботЭдвард Пойнтер - президент Королевской Академии художеств, писатель Джордж дю Морье и, конечно же, Джордж Уоттс.

Связи среди влиятельных и знатных творческих людей обеспечивали поток клиентов и доход. Это позволило Уоттсу больше времени уделять скульптуре, а также исследованиям женского образа, вдохновляясь творчеством Россетти, подчеркивая в своих работах чувственное наслаждение и расширив цветовую палитру. Художнику понадобились натурщицы, и однажды его друг, драматург Том Тейлор, познакомил его с молодыми актрисами, сестрами Терри – Кейт и Эллен.

В любовь как в омут
Уоттс влюбился в образ Эллен, в ее притягательный и загадочный взгляд. Он принял решение жениться на девушке, несмотря на большую разницу в возрасте: Уоттсу было 47, а Эллен – всего 17 лет. Они поженились 20 февраля 1864 года. Молодая жена позировала для целого ряда картин Уоттса – так, облик Эллен запечатлен на полотне «Выбирающая»; позже она писала в воспоминаниях, что «театральная сцена казалась невзрачной по сравнению с замечательной студией». Неравный брак закончился весьма быстро: Эллен сбежала с другим мужчиной, и после развода, инициатором которого стал муж, была отправлена обратно к родителям. Однако влияние ее образа на произведения Уоттса было так велико, что еще много лет он то и дело возвращался к картинам с ликами Эллен, начатых им во время их короткого брака. Эллен Терри продолжила артистическую карьеру и стала знаменитой, на протяжении долгих лет воплощая на театральной сцене самые известные роли из пьес Шекспира, а позже снималась в кино.

«Стихи, написанные на холсте»
Утвердившись в своей репутации, в 1880-х годах Уоттс начал свои грандиозные исследования аллегорической тематики, а свои картины называл не иначе, как «стихи, написанные на холсте». С большим успехом прошли выставки художника в галерее Гросвенор (1881-82) и музее Метрополитен (1884-85), Кембридж и Оксфорд присвоили ему высокие научные звания.

Уоттс расширил галерею Литл-Холланд-Хаус и сделал ее доступной по выходным дням для публики. Он был убежден, что искусство должно быть близким и для простого люда, и планомерно претворял в жизнь свои планы, проводя свои выставки в бедных районах Лондона и способствуя созданию новых художественных галерей. В эти годы он создает свои знаменитые работы «Надежда», вдохновившую мировую элиту художников и мыслителей, а также «Маммон» - как протест против разрушительной жадности, которая царила, по его мнению, в современном обществе.

Второй брак: Гильдия искусств Комптона и другие творческие проекты
В 1886 году, в возрасте 69 лет Уоттс вступил во второй брачный союз; его избранницей стала 36-летняя шотландка Мэри Сетон Фрейзер Титлер, дизайнер и керамистка. Спустя некоторое время пара купила в Комптоне участок земли, на котором был построен их дом Лимнерлиз (Limnerslease). 1891 год стал для Мэри знаменательным: живопись осталась позади, она сосредоточилась на дизайне и архитектуре и смогла уделить больше внимания своим филантропическим проектам. В частности, по вечерам она вела занятия по созданию керамических изделий для местных жителей Комптона, которые проходили в гостиной дома Уоттсов. Результатом этих занятий стало создание часовни Уоттсов (Watts Chapel), архитектурный проект которой был разработан самой Мэри. Watts Chapel признана одним из самых оригинальных зданий в Британии; в ней соединились модерн, кельтский и романский стили. Окрыленная успехом, Мэри приложила немалые усилия для создания Гильдии искусств гончаров Комптона – местного кооператива, который получал контракты от самых именитых архитекторов современности. Гильдия обеспечивала занятость жителей Комптона вплоть до 1956 года.

На закате своих дней Уоттс обратился к скульптуре, создав свою самую известную работу «Физическая энергия» (1902). Оригинальная скульптура по сей день находится в галерее художника, а ее бронзовые копии выставлены в Мемориале Родоса в Кейптауне, а также в Кенсингтон-Гарденс в Лондоне.

Еще один проект творческого союза семьи Уоттс – Мемориал героическому самопожертвованию (1900), который находится в лондонском Postman's Park (Парке почтальонов). Небольшая открытая галерея, расположенная возле собора Святого Павла, хранит небольшие мемориальные таблички с именами простых людей, погибших ради спасения других.

Джордж Уоттс дважды отказывался от звания баронета, которое ему предлагала королева Виктория. В 1867 году он был избран академиком Королевской академии искусств, а в 1902 году стал одним из первых, награжденных новым почетным орденом стран Британского Содружества «За заслуги».

Итоги долгого пути
Галерея Уоттс рядом с домом художника, Лимнерлиз, открылась 1 апреля 1904 года: проектом по ее строительству руководила Мэри. Ровно через три месяца, 1 июля 1904 года Джордж Фредерик Уоттс скончался. Для своей собственной галереи Уоттс оставил большую часть работ, которые создавались на протяжении его 70-летней карьеры. Здесь хранятся его картины «Паоло и Франческа» (1872-74), «Сеятель систем» (1902) и оригинал скульптуры «Физическая энергия» (1884-1904).

Джордж Уоттс хотел, чтобы его искусство было доступно всем и служило источником вдохновения. Преследуя эти цели, художник дарил свои картины галереям по всей Британии. И три галереи, по его представлению, должны были служить главными проводниками его просветительских идей. Одна из них – его собственная, Галерея Уоттса. Второй стала галерея Тейт – туда Уоттс передал свои знаменитые аллегорические работы, в том числе «Суд смерти». Национальной портретной галерее Уоттс передал свои самые замечательные портретные работы, в том числе из серии «Зал славы».

Автор: Рита Лозинская

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
биография обновлена
Джордж Фредерик Уоттс (23 февраля 1817, Мэрилебон — 1 июля 1904, Комптон) – английский художник и скульптор.

Особенности творчества художника Джорджа Фредерика Уоттса: сам Уоттс связывал свое творчество с движением символистов; он говорил «я рисую идеи, а не вещи». Художник стал известен еще при жизни. Его картины «Надежда» и «Любовь и жизнь» должны были стать частью эпического символического цикла «Дом жизни», в котором эмоции и стремления жизни представлены на универсальном символическом языке. Джордж Уоттс ратовал за образовательные программы для неимущих и способствовал организации галерей в бедных районах Лондона, где выставлял свои работы. Искренний поклонник и последователь традиций старых мастеров Италии, он был известен современникам как «английский Микеланджело».

Известные работы художника Джорджа Фредерика Уоттса: «Надежда», «Эллен Терри (Выбирающая)», «Паоло и Франческа», «Суд Париса».


Греческая классика литературы и Мраморы Элгина
Джордж Уоттс появился на свет 23 февраля 1817 года в семье бедного лондонского мастера по изготовлению пианино. Отец назвал сына в честь великого композитора Джорджа Фредерика Генделя, который также родился 23 февраля. Рано потерявший мать, болезненный мальчик начал обучение в христианской школе, где много внимания посвящали классической литературе. И если консервативность школы отвратила его от религии, то «Иллиада» определенно оказала влияние на дальнейший творческий путь Уоттса.

Рано открывшийся талант Джорджа к рисованию нашел поддержку у его отца, и в десять лет Уоттс переступил порог студии скульптора Уильяма Бенеса в Сохо. Обучение у Бенеса давало мальчику некоторые привилегии, в том числе доступ в Британский музей, где он не уставал восхищаться знаменитыми Мраморами Элгина – собранием статуй и барельефов, некогда украшавших афинский Акрополь. Непревзойденные работы древнегреческих мастеров повлияли на всю дальнейшую творческую жизнь начинающего художника. Спустя 8 лет Уоттс поступил в Королевскую академию, где учился с большой неохотой и где в 1837 году впервые выставил свои работы. Интерес к учебе ослабевал, и вскоре Уоттс оставил стены Академии. Благодаря своему покровителю, меценату и коллекционеру Александру Константину Ионидису, Уоттс получил свои первые заказы на портретные работы.

Вдохновение работами Старых Мастеров
В 1842 году Королевская комиссия по изобразительным искусствам объявила конкурс на украшение интерьеров Вестминстера крупномасштабными картинами. Уоттс принял участие в этом конкурсе, и его картина «Триумфальное шествие Каратакуса по улицам Рима» была принята Комиссией и отмечена премией в 300 фунтов. Полученные средства Уоттс потратил на путешествие в Европу, изучив художественный мир Парижа, а после отправился на юг через Францию и Италию, завершив путешествие во Флоренции – здесь он погрузился в изучение фресковой живописи и ее художественных приемов. Это была очень важная поездка в жизни Уоттса: погруженный в древнее итальянское искусство и культуру, он полностью изменил свое мировоззрение. Любовь Уоттса к Италии и ее мастерам принесла ему прозвище «сеньор», которое часто употребляли при обращении к художнику на протяжении всей его жизни. Позднее, в зените славы, его также называли «английским Микеланджело» - еще одно свидетельство приверженности Уоттса традициям и канонам Старых Мастеров. Его грандиозный план по украшению Вестминстера фресками реализован не был, однако Уоттс все же выполнил большую работу (ок. 16х16м) в верхней части восточной стены Большого зала Lincoln`s Inn, где заседали барристеры Англии и Уэльса, а также написал ряд картин для украшения интерьеров.

Техника, в которой работал Уоттс, отличалась от той, в которой работали его коллеги по цеху. Отвергнув сглаженные поверхности, к которым стремились его современники, художник писал густыми мазками, а чтобы удалить излишки масла, выдавливал краски на бумагу. Писатель и журналист Гилберт Кит Честертон считал, что живопись Уоттса подобна «фрескам некоего доисторического храма». Еще бы – он столько времени провел, изучая фрески Италии!

Символизм, социальные вопросы…
Вернувшись в Лондон в 1847 году, Уоттс нашел столицу Англии очень изменившейся. Пресса на фоне обострившихся социальных проблем в обществе все чаще подвергала высокое искусство нападкам. Художник принял близко к сердцу сложившуюся ситуацию, создав ряд символических и, в то же время, остросоциальных картин, в том числе работу «Голод в Ирландии». «Я рисую идеи, а не вещи» - говорил Уоттс. Критика отнеслась к его работам благосклонно, сформировав вокруг его творчества положительное общественное мнение.

…и художественные салоны
В своей студии Уоттс познакомился с Генри Тоби Принсепом, который в течение 16 лет был членом британского Совета по делам Индии, а также художником-любителем. Будучи знакомым с британским послом в Италии, Генри Фоксом, 4-м бароном Холландом, художник помог Принсепу в 1850 году снять принадлежащий Генри Фоксу дом. На протяжении следующих двух десятилетий Уоттс жил вместе с Принсепами в Литтл-Холланд-Хаус, в Кенсингтоне. который стал центром местного богемного общества. Уоттс обучал живописи сына хозяев – 12-летнего Валентина (Вэла) Принсипа; мальчик продолжил художественное образование в Лондонской академии художеств и впоследствии стал известным историческим и жанровым живописцем.

С художником рассчитались за работу для здания парламента «Триумф рыцаря Красного Креста» (1852-53), после чего Уоттс отправился в Венецию – вдохновляться любимым Тицианом. Еще одно путешествие он предпринял три года спустя в компании археолога Чарльза Томаса Ньютона: их путь проходил через Константинополь и острова Греции и закончился на раскопках древнегреческого города Галикарнас. Верный просветительским принципам, Уоттс выставил свои картины в Уайтчепеле – одном из беднейших районов Лондона, в чем ему помог его друг, реформатор и филантроп Сэмюэль Барнетт.

В 1860-х годах Уоттс был весьма популярен, и он отважился брать заказы напрямую, без посредников. Его финансовое положение улучшилось, чему немало способствовал еще один друг и покровитель - Александр Ионидис, который к тому времени также обосновался в Кенсингтоне. В доме Ионидисов - Холланд Парк - собирался артистический салон, куда захаживали поэт и художник Данте Габриель Россетти, художник Джеймс ЭбботЭдвард Пойнтер - президент Королевской Академии художеств, писатель Джордж дю Морье и, конечно же, Джордж Уоттс.

Связи среди влиятельных и знатных творческих людей обеспечивали поток клиентов и доход. Это позволило Уоттсу больше времени уделять скульптуре, а также исследованиям женского образа, вдохновляясь творчеством Россетти, подчеркивая в своих работах чувственное наслаждение и расширив цветовую палитру. Художнику понадобились натурщицы, и однажды его друг, драматург Том Тейлор, познакомил его с молодыми актрисами, сестрами Терри – Кейт и Эллен.

В любовь как в омут
Уоттс влюбился в образ Эллен, в ее притягательный и загадочный взгляд. Он принял решение жениться на девушке, несмотря на большую разницу в возрасте: Уоттсу было 47, а Эллен – всего 17 лет. Они поженились 20 февраля 1864 года. Молодая жена позировала для целого ряда картин Уоттса – так, облик Эллен запечатлен на полотне «Выбирающая»; позже она писала в воспоминаниях, что «театральная сцена казалась невзрачной по сравнению с замечательной студией». Неравный брак закончился весьма быстро: Эллен сбежала с другим мужчиной, и после развода, инициатором которого стал муж, была отправлена обратно к родителям. Однако влияние ее образа на произведения Уоттса было так велико, что еще много лет он то и дело возвращался к картинам с ликами Эллен, начатых им во время их короткого брака. Эллен Терри продолжила артистическую карьеру и стала знаменитой, на протяжении долгих лет воплощая на театральной сцене самые известные роли из пьес Шекспира, а позже снималась в кино.

«Стихи, написанные на холсте»
Утвердившись в своей репутации, в 1880-х годах Уоттс начал свои грандиозные исследования аллегорической тематики, а свои картины называл не иначе, как «стихи, написанные на холсте». С большим успехом прошли выставки художника в галерее Гросвенор (1881-82) и музее Метрополитен (1884-85), Кембридж и Оксфорд присвоили ему высокие научные звания.

Уоттс расширил галерею Литл-Холланд-Хаус и сделал ее доступной по выходным дням для публики. Он был убежден, что искусство должно быть близким и для простого люда, и планомерно претворял в жизнь свои планы, проводя свои выставки в бедных районах Лондона и способствуя созданию новых художественных галерей. В эти годы он создает свои знаменитые работы «Надежда», вдохновившую мировую элиту художников и мыслителей, а также «Маммон» - как протест против разрушительной жадности, которая царила, по его мнению, в современном обществе.

Второй брак: Гильдия искусств Комптона и другие творческие проекты
В 1886 году, в возрасте 69 лет Уоттс вступил во второй брачный союз; его избранницей стала 36-летняя шотландка Мэри Сетон Фрейзер Титлер, дизайнер и керамистка. Спустя некоторое время пара купила в Комптоне участок земли, на котором был построен их дом Лимнерлиз (Limnerslease). 1891 год стал для Мэри знаменательным: живопись осталась позади, она сосредоточилась на дизайне и архитектуре и смогла уделить больше внимания своим филантропическим проектам. В частности, по вечерам она вела занятия по созданию керамических изделий для местных жителей Комптона, которые проходили в гостиной дома Уоттсов. Результатом этих занятий стало создание часовни Уоттсов (Watts Chapel), архитектурный проект которой был разработан самой Мэри. Watts Chapel признана одним из самых оригинальных зданий в Британии; в ней соединились модерн, кельтский и романский стили. Окрыленная успехом, Мэри приложила немалые усилия для создания Гильдии искусств гончаров Комптона – местного кооператива, который получал контракты от самых именитых архитекторов современности. Гильдия обеспечивала занятость жителей Комптона вплоть до 1956 года.

На закате своих дней Уоттс обратился к скульптуре, создав свою самую известную работу «Физическая энергия» (1902). Оригинальная скульптура по сей день находится в галерее художника, а ее бронзовые копии выставлены в Мемориале Родоса в Кейптауне, а также в Кенсингтон-Гарденс в Лондоне.

Еще один проект творческого союза семьи Уоттс – Мемориал героическому самопожертвованию (1900), который находится в лондонском Postman's Park (Парке почтальонов). Небольшая открытая галерея, расположенная возле собора Святого Павла, хранит небольшие мемориальные таблички с именами простых людей, погибших ради спасения других.

Джордж Уоттс дважды отказывался от звания баронета, которое ему предлагала королева Виктория. В 1867 году он был избран академиком Королевской академии искусств, а в 1902 году стал одним из первых, награжденных новым почетным орденом стран Британского Содружества «За заслуги».

Итоги долгого пути
Галерея Уоттс рядом с домом художника, Лимнерлиз, открылась 1 апреля 1904 года: проектом по ее строительству руководила Мэри. Ровно через три месяца, 1 июля 1904 года Джордж Фредерик Уоттс скончался. Для своей собственной галереи Уоттс оставил большую часть работ, которые создавались на протяжении его 70-летней карьеры. Здесь хранятся его картины «Паоло и Франческа» (1872-74), «Сеятель систем» (1902) и оригинал скульптуры «Физическая энергия» (1884-1904).

Джордж Уоттс хотел, чтобы его искусство было доступно всем и служило источником вдохновения. Преследуя эти цели, художник дарил свои картины галереям по всей Британии. И три галереи, по его представлению, должны были служить главными проводниками его просветительских идей. Одна из них – его собственная, Галерея Уоттса. Второй стала галерея Тейт – туда Уоттс передал свои знаменитые аллегорические работы, в том числе «Суд смерти». Национальной портретной галерее Уоттс передал свои самые замечательные портретные работы, в том числе из серии «Зал славы».

Автор: Рита Лозинская

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 188 работ
Джордж Фредерик Уоттс. Бритомартида
0
Бритомартида
1878, 160×122 см
Джордж Фредерик Уоттс. Ундина
0
Ундина
1868, 61×60 см
Джордж Фредерик Уоттс. Орландо, преследующий Фату Моргану
0
Орландо, преследующий Фату Моргану
1848, 165×120 см
Джордж Фредерик Уоттс. Суд Париса
0
Суд Париса
XIX век, 76×66 см
Джордж Фредерик Уоттс. Маммон
3
Маммон
1885, 182.9×106 см
Джордж Фредерик Уоттс. Ангел-хранитель (Всепроникающий Дух Вселенной)
4
Ангел-хранитель (Всепроникающий Дух Вселенной)
1890, 112×213.5 см
Джордж Фредерик Уоттс. Ирис
0
Ирис
1893, 103×39 см
Джордж Фредерик Уоттс. Сатир и нимфы
0
Сатир и нимфы
1840, 29.8×34.9 см
Джордж Фредерик Уоттс. Дух христианства
0
Дух христианства
1875, 273×152.4 см
Посмотреть 188 работ художника
HELP