войти
опубликовать

Андреа дель
Верроккьо

Италия • 1435−1488

Биография и информация

Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Итальянский скульптор, живописец и ювелир эпохи Раннего Возрождения. Собственно, Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni). Родился во Флоренции. Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал), А.Бальдовинетти и других мастеров, испытал влияние Дезидерио да Сеттиньяно и А.Поллайоло. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области - украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.

В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве Верроккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий. Верроккьо - автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (“Давид”, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б.Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон ). Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (“Мадонна”, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Верроккьо был учителем многих итальянских художников – Леонардо да Винчи, Перуджино и других.

В 1476 Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Хотя Верроккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о рождении гения в итальянском искусстве, да, пожалуй, и в истории человечества.

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу.