войти
опубликовать

Луис де
Моралес

Испания • 1520−1586

В жизни и творчестве Луиса де Моралеса, прозванного в XVIII в. "Божественным", много загадочного. Остается невыясненным, у кого учился художник, как происходило его творческое формирование. Известно, однако, что он прожил почти всю жизнь в Бадахосе, имел мастерскую, пользовался покровительством Городского совета и епископа дона Херонимо Суареса. В 1561 Моралес был приглашен ко Двору в Эскориал, но написанная им картина "Крестный путь Христа" не понравилась Филиппу II, и мастер вернулся в Бадахос. Творчество Моралеса занимает обособленное место в испанском искусстве. Это связано с тем, что художник жил в провинции и был в стороне от модных течений того времени. С другой стороны, изолированность способствовала проявлению его индивидуальности.

Впервые имя Моралеса упоминается в 1546. Известно, что он родился в Бадахосе, в Эстремадуре, одной из самых отсталых испанских областей. Оживленная жизнь Бадахоса, знавшего владычество мавров и власть крупных феодальных семей, давно отошла в прошлое. Утихли военные стычки с португальцами на границе, проходившей между странами всего в шести километрах от города. Расположенный на берегах медленно текущей Гвадианы и увенчанный большим готическим собором, Бадахос выглядел уснувшим на века. На фоне его малоприметной художественной жизни выделялись оригинальные алтарные картины, которыми молодой Моралес украшал собор и местные церкви. Решающим событием в его провинциальной жизни стало покровительство епископа дона Хуана де Риберы. Выдающийся деятель испанского католицизма и меценат, он позже стал архиепископом Валенсии, основателем в Валенсии Коллегии Корпус Кристи, т. н. Коллегии Патриарха (Коллехио де Партиарка). До того, как Хуан де Рибера покинул Бадахос, Моралес написал его портрет (до 1564, Прадо). По своему дарованию он не был портретистом, но стремился подчинить характерные черты молодого епископа идеальному представлению о духовно богатой, мыслящей личности. Строительство детища Филиппа II, грандиозного архитектурного комплекса в пустынной местности, у скалистых отрогов Сьерры Гвадаррамы только что начиналось. Стены и своды разнообразных помещений Эскориала украшались росписями, которые исполняли приезжие итальянские мастера, в основном представители придворно-академической линии позднего маньеризма. Существует только предположение, что Моралес посетил Италию. Его знакомство с произведениями нидерландских и итальянских маньеристов связано с возможной поездкой в Севилью, в которой в то время процветал нидерландский живописец Педро Кемпенер (исп. Педро де Кампанья), известный своими экстатичными образами и эмалевой техникой письма. Несколько месяцев Моралес работал в Португалии (в городах Элваш и Эворе). Но основная его деятельность сосредоточивалась в небольших испанских городах, где в 1563—68 он создал несколько больших живописных алтарей. Наиболее известны и выразительны его небольшие по размеру картины, находящиеся ныне во многих европейских собраниях.

Будучи, по-видимому, активным и общительным человеком, Моралес сотрудничал в Бадахосе с городским советом, жил на широкую ногу, имел каменный дом, слуг и лошадей; многочисленные заказы выполнялись с помощью мастерской, в которой работали его сыновья Херонимо и Кристобаль.

В истории испанской живописи Моралес стоит особняком. Изолированная жизнь в провинции наложила отпечаток архаизма на его изобразительный репертуар и вместе с тем создала возможность оригинального творческого самовыражения. В религиозной экзальтации образов Моралеса подчас проглядывает нечто средневековое. Его живопись сплавляет воедино произведения испанской мистики, народной набожности и спиритуалистическую эстетику маньеризма, экспрессию северных мастеров и возвышенную идеальность итальянцев. Виртуозная, словно эмалевая, техника письма близка к приемам нидерландской школы 15 века.

Пребывание Моралеса в глухой испанской провинции не приносило больших доходов. По своей натуре непрактичный и склонный к расточительству, он постоянно нуждался в деньгах. Согласно рассказу испанского художника 18 века и биографа живописцев Антонио Паламино, Филипп II в 1581, возвращаясь из покоренной Португалии через Бадахос. сказал: «Ты сильно постарел, Моралес!». «И обеднел», — ответил слепнущий мастер. Король приказал установить ему небольшую пенсию, «чтобы обедать». «А ужинать?» — воскликнул старый художник, на что Филипп II добавил еще сто дукатов. Но последние годы жизни Моралеса прошли в бедности.

Перейти к биографии