Цифровое или компьютерное искусство (англ. Digital art) – направление изобразительного искусства, в котором автор, используя компьютерные технологии, создает художественное произведение в цифровой форме. При помощи специальных программ художники воплощают свой творческий замысел, изобретают новые пути создания и передачи изображения, воссоздают фантастических героев и футуристические миры. Благодаря развитию компьютерных технологий, творцы перенесли произведения живописи, графики и скульптуры в виртуальную реальность. В XXI веке компьютерная графика начала преобладать в изобразительном искусстве и вытеснила рукотворные картины. Авторы, работающие в цифровой среде, стали создавать персональные галереи и формировать глобальное культурное пространство. Главной сложностью для художников остается сохранение авторских прав, определение подлинника, перевод цифровых произведений в реальность, экспонирование картин в музейных залах и определение ценности.
Мастера изобразительного искусства обратили внимание на зарождающиеся компьютерные технологии в начале 1970-х годов. 1980-е годы стали эпохой персональных компьютеров и появления цветного изображения. XXI век подарил человечеству технологию виртуальной реальности, которая смогла «оживить» фантазии художников и перевести их в цифровой формат. Сформировалось глобальное культурное пространство, объединившее творческие начинания жителей различных точек планеты. Новые технологии и авторские концепции вывели изобразительное искусство на новый уровень, позволили произведениям жить собственной жизнью и взаимодействовать со зрителем.
Художники цифровой живописи имитируют традиционные инструменты старых мастеров: холст и мазки краски, игру света, фактуру поверхности и износ материалов. Техника облегчает процесс, устраняет ошибочные действия, изменяет композицию и пропорции изображения. Цифровая фотография и искусство «фотоманипуляции» позволяют автору сохранять и редактировать снимок, пользоваться ретушью и цветовой коррекцией, комбинировать визуальные объекты в сюрреалистические картины. Создатели произведений векторной графики разрабатывают иллюстрации и с помощью математических формул определяют положение объекта, толщину контуров и пространство «заливки цвета».
Художники цифрового искусства создают причудливые абстрактные композиции, радуют объемными иллюстрациями и анимацией. Технологии трехмерной графики и анимации позволяют создать модель произведения в пространстве. Авторы дарят зрителям фантастические миры, в которых возможно рассмотреть объект или героя со всех сторон. При помощи анимации художники оформляют видеоклипы, заставки и рекламные ролики, комбинируют видеосъемку и эффекты. Молодые таланты XXI века используют методы цифрового искусства для художественных, культурных и социальных заявлений и экспериментов, объединяют несвязанные между собой сферы человеческой деятельности, создают культурно-философские концепции.
Известные произведения цифрового искусства:
«
Грегори» 1982, «
Николас Уайлдер изучает Пикассо» 1982 Дэвид Хокни; «Рождение вирактуальности» 2002 Джозеф Нечватал; «Философская мечта» 2006, «Затерянный в море жизни» 2006, «Тьма в конце тоннеля» 2016, «Жизнь как оптический обман» 2017, «Боль смерти» 2020 Хишам Зрейк.
Знаменитые художники цифрового искусства:
Дэвид Хокни, Герберт Вернер Франке, Марта Далиг (Блэкери), Янни Меланитис,
Кирилл Роландо, Мелани Делон, Ноа Брэдли, Рафаэль Лакост, Крэйг Селларс, Джейсон Чан, Алан Чоу, Крис дэ Лара, Марек Окон.