«Ее произведениям суждена долгая жизнь, потому что в них живет время. Не оставляет свой след, а именно живет, дышит, пульсирует».
Л.Чичкан.
Л.Чичкан.
24 февраля 2017 года художественный мир отмечает 100-летний юбилей одного из талантливейших украинских живописцев Т.Н. Яблонской – народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, трижды лауреата Государственной премии СССР, Героя Украины.
К этой памятной дате в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина экспонируется небольшая выставка живописных работ Татьяны Ниловны, которые хранятся музеем как бесценные произведения «художника на все времена».
В экспозиции, среди оригинальных полотен Т.Н. Яблонской, на высоком мольберте установлен графический портрет художницы, автор Г.Г. Верейский. Современник Т.Н. Яблонской, известный художник Ю.И. Пименов, описывал ее как высокую, видную и красивою женщину. «У нее красивые и крепкие руки, которые прекрасно пишут и думают, хорошо умеют стирать, готовить пирожки, нянчить детей».
Родилась Т.Н. Яблонская в Смоленске в семье художника, преподавателя литературы и рисования Нила Александровича Яблонского. В 1928 году семья переехала в Украину. Отец уделял много внимания развитию художественного дарования двух дочерей и сына, обучая их рисовать с натуры, устраивал выставки детских рисунков с выдачей «премий» за лучшие работы. Закончив семилетку, Татьяна была принята сразу на второй курс Киевского художественного техникума, а в 1935 году – в Киевский художественный институт, где на старших курсах училась у профессора Ф.Г. Кричевского. Еще в пору ученичества дарование студентки раскрылось в полную силу. Художница закончила институт летом 1941 года, когда над Киевом гремела война. Дипломная работа «Возвращение с сенокоса» не была закончена.
Внезапно ворвавшаяся в жизнь страны война заставила Т.Н. Яблонскую, которая в то время ожидала ребенка, эвакуироваться в Саратовскую область.
В Киев художница вернулась после освобождения города. В работах, написанных по первым впечатлениям от возвращения в ставший ей родным город, звучит боль и гнев за его варварское разрушение во время фашистского нашествия.
В собрании музея находится этюд «Руины Крещатика», написанный в 1948 году. На полотне передана страшная картина послевоенных лет. В центре внимания – главная улица столицы Украины с полуразрушенными многоэтажными домами, в которых до войны жили, любили, растили детей и чувствовали себя счастливыми люди. В оконных проемах – хмурое небо. Темный колорит картины выполнен в свинцовых тонах – страшная картина разрушения и смерти.
В послевоенные годы написана и картина «Книжка с картинками», (1948 г.), на которой изображена старшая дочь художницы – бледный худенький ребенок голодных послевоенных лет. На большом старом диване девочка чувствует себя спокойно и беззаботно, погрузившись в светлый мир картинок старенькой, зачитанной до дыр книжки. Насыщенной цветовой гаммой художница передает ощущение радости возрождающейся жизни.
Восхищение людьми, которые всю душу вкладывали в труд на земле, прозвучало в полную силу в самой знаменитой картине Т.Н. Яблонской «Хлеб», (1949 г.). Выставленная в Третьяковской галерее, она получила заслуженное признание – автору была присуждена Государственная премия СССР. «Картину «Хлеб», вспоминала Т.Н. Яблонская, я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу. Я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни».
В творческой судьбе Т.Н. Яблонской не все было так радужно. История, связанная с написанием картины «Перед стартом», (1947г.) стала серьезной испытанием стойкости и силы воли молодой художницы. Вместо заслужено ожидаемой Государственной премии – обвинение в «формализме», в подверженности «тлетворному влиянию импрессионизма», от которых всячески старались избавиться в украинской школе живописи.
К этой памятной дате в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина экспонируется небольшая выставка живописных работ Татьяны Ниловны, которые хранятся музеем как бесценные произведения «художника на все времена».
В экспозиции, среди оригинальных полотен Т.Н. Яблонской, на высоком мольберте установлен графический портрет художницы, автор Г.Г. Верейский. Современник Т.Н. Яблонской, известный художник Ю.И. Пименов, описывал ее как высокую, видную и красивою женщину. «У нее красивые и крепкие руки, которые прекрасно пишут и думают, хорошо умеют стирать, готовить пирожки, нянчить детей».
Родилась Т.Н. Яблонская в Смоленске в семье художника, преподавателя литературы и рисования Нила Александровича Яблонского. В 1928 году семья переехала в Украину. Отец уделял много внимания развитию художественного дарования двух дочерей и сына, обучая их рисовать с натуры, устраивал выставки детских рисунков с выдачей «премий» за лучшие работы. Закончив семилетку, Татьяна была принята сразу на второй курс Киевского художественного техникума, а в 1935 году – в Киевский художественный институт, где на старших курсах училась у профессора Ф.Г. Кричевского. Еще в пору ученичества дарование студентки раскрылось в полную силу. Художница закончила институт летом 1941 года, когда над Киевом гремела война. Дипломная работа «Возвращение с сенокоса» не была закончена.
Внезапно ворвавшаяся в жизнь страны война заставила Т.Н. Яблонскую, которая в то время ожидала ребенка, эвакуироваться в Саратовскую область.
В Киев художница вернулась после освобождения города. В работах, написанных по первым впечатлениям от возвращения в ставший ей родным город, звучит боль и гнев за его варварское разрушение во время фашистского нашествия.
В собрании музея находится этюд «Руины Крещатика», написанный в 1948 году. На полотне передана страшная картина послевоенных лет. В центре внимания – главная улица столицы Украины с полуразрушенными многоэтажными домами, в которых до войны жили, любили, растили детей и чувствовали себя счастливыми люди. В оконных проемах – хмурое небо. Темный колорит картины выполнен в свинцовых тонах – страшная картина разрушения и смерти.
В послевоенные годы написана и картина «Книжка с картинками», (1948 г.), на которой изображена старшая дочь художницы – бледный худенький ребенок голодных послевоенных лет. На большом старом диване девочка чувствует себя спокойно и беззаботно, погрузившись в светлый мир картинок старенькой, зачитанной до дыр книжки. Насыщенной цветовой гаммой художница передает ощущение радости возрождающейся жизни.
Восхищение людьми, которые всю душу вкладывали в труд на земле, прозвучало в полную силу в самой знаменитой картине Т.Н. Яблонской «Хлеб», (1949 г.). Выставленная в Третьяковской галерее, она получила заслуженное признание – автору была присуждена Государственная премия СССР. «Картину «Хлеб», вспоминала Т.Н. Яблонская, я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу. Я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни».
В творческой судьбе Т.Н. Яблонской не все было так радужно. История, связанная с написанием картины «Перед стартом», (1947г.) стала серьезной испытанием стойкости и силы воли молодой художницы. Вместо заслужено ожидаемой Государственной премии – обвинение в «формализме», в подверженности «тлетворному влиянию импрессионизма», от которых всячески старались избавиться в украинской школе живописи.
В 50-е годы, когда была еще жива в памяти война, мысль о мире, который отстоял народ во имя будущего своих детей, тема счастливого детства и радостного материнства талантливо воплотилась в картине «Весна». Присуждение Т.Н. Яблонской в 1951 году второй Государственной премии за картину «Весна» было выражением высокой оценки, которую дали зрители этому произведению.
В этот период Т.Н. Яблонская совершает творческие поездки по Закарпатью, под впечатлением от которых художница словно переродилась, появилась «новая», «другая» Яблонская. Полотна, находящиеся в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина «Весеннее утро на Украине», (1959 г.), «Апрельский день» (1959 г.) и «Расцвела марелька» (1959 г.) – дань радости жизни и мирного труда. В пейзаже «Весеннее утро на Украине», (1959 г.) мастерски передана ранняя весна в карпатском селе – выбеленные хатки-мазанки, работающие в саду женщины, обнаженные ветви деревьев. Правдива и поэтична природа – ярко светит солнце, но воздух еще холодный. Взгляд зрителя, погружаясь в глубину картины, охватывает всю панораму. Горы на заднем плане окутаны легкой дымкой. В центре композиции – маленькое цветущее деревце в белом праздничном наряде. От веток с набухшими почками ложатся на землю прозрачные тени. Земля пробуждается, дышит вольно и радостно. Прозрачная манера письма глубоко отвечает содержанию картины.
В 60-ые годы Т.Н. Яблонская обратилась к истокам народного творчества. Она с благодарностью вспоминала время учебы в мастерской корифея украинской живописной школы Ф.Г. Кричевского, который развил ее колористическое дарование, научил понимать красоту украинского народного искусства. Художница искренне верила, что «нашла, наконец, настоящую точку опоры» – в народном творчестве ее привлекала не только лаконичность линий, праздничная декоративность, но и звучание чистых цветов.
В этот период Т.Н. Яблонская совершает творческие поездки по Закарпатью, под впечатлением от которых художница словно переродилась, появилась «новая», «другая» Яблонская. Полотна, находящиеся в Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина «Весеннее утро на Украине», (1959 г.), «Апрельский день» (1959 г.) и «Расцвела марелька» (1959 г.) – дань радости жизни и мирного труда. В пейзаже «Весеннее утро на Украине», (1959 г.) мастерски передана ранняя весна в карпатском селе – выбеленные хатки-мазанки, работающие в саду женщины, обнаженные ветви деревьев. Правдива и поэтична природа – ярко светит солнце, но воздух еще холодный. Взгляд зрителя, погружаясь в глубину картины, охватывает всю панораму. Горы на заднем плане окутаны легкой дымкой. В центре композиции – маленькое цветущее деревце в белом праздничном наряде. От веток с набухшими почками ложатся на землю прозрачные тени. Земля пробуждается, дышит вольно и радостно. Прозрачная манера письма глубоко отвечает содержанию картины.
В 60-ые годы Т.Н. Яблонская обратилась к истокам народного творчества. Она с благодарностью вспоминала время учебы в мастерской корифея украинской живописной школы Ф.Г. Кричевского, который развил ее колористическое дарование, научил понимать красоту украинского народного искусства. Художница искренне верила, что «нашла, наконец, настоящую точку опоры» – в народном творчестве ее привлекала не только лаконичность линий, праздничная декоративность, но и звучание чистых цветов.
Язык цвета художница умело использовала в картине «Невеста», (1966 г.). В центре полотна спиной к зрителю стоит, прихорашиваясь перед зеркалом, рыжеволосая девушка-невеста. В зеркале отражается ее миловидное личико – счастьем светятся синие озера глаз, в улыбке приоткрыты алые губы, румянцем зарделись щеки. Любуясь собой, она заплетает золотистую косу. Весь сияющий облик юности художница передает только цветовыми пятнами, не прописывая черты. Поэтому лицо смотрится освещенным солнцем. Цветовыми же пятнами автор передает интерьер светлой уютной комнаты невесты, где на столе лежит румяный свадебный каравай, веночек с цветными лентами. Чистыми звучными тонами белого, розового, голубого мастер подчеркивает праздничность события, ощущения полноты жизни, молодости – этого бесценного дара природы.
Несмотря на успех полотен 60-х годов, художница ощущала потребность в передаче более сложных, глубоких и тонких взаимоотношений человека с окружающим миром. В картинах, кроме безудержного счастья, появляются нотки печали и грусти, глубоких философских размышлений. В жанровой работе «Одинокая старость», (1970 г.) изображена одинокая старушка на фоне убогого интерьера крестьянской хаты. Согнувшаяся, с опущенными плечами она сидит на лавке у окна, занимаясь привычной работой. На женщине – простенькая темная юбка, чистая сорочка, белый платочек аккуратно завязан под подбородком. Сквозь тонкую ткань занавешенного окна просвечивает четким крестом освещенная солнцем рама. В этом кресте заложена определенная символика одиночества и покорности судьбе, подведение итогов нелегкой и горестной жизни. Картина приобретена музеем у автора в 1980 году.
Большое полотно «Жизнь продолжается», (1971 г.) Т.Н. Яблонская считала одним из самых значимых и «выстраданных» своих произведений.
Наверное, в творчестве каждого художника со временем происходит профессиональная переоценка. Лирическая картина «Лен», (1977 г.), которую Т.Н. Яблонская писала четыре года, ознаменовала окончательный отказ от декоративности, стала для художницы возвращением к «давно забытым ощущениям живой, материальной, красивой живописи». Полотно «Лен»– это зрелость углубленного в себя мастера, философская любовь к земле, традициям народа. За картину «Лен» художница в третий раз была удостоена Государственной премии СССР.
Т.Н. Яблонская трижды посетила Италию. Обращение к сокровищам западноевропейского искусства вдохновило мастера к написанию в 1956 году акварелей «Венеция. Гондольеры ожидаю туристов» и «Неаполь. Гавань Санта Лючия» – маленьких жемчужин музейной коллекции.
«Поездка в Италию … перевернула мое сознание» – писала она. Очарованная работами итальянских мастеров, их гуманизмом, идеям добра и благородства, их увлечением красотой окружающего мира, Т.Н. Яблонская создает великолепную картину «Вечер. Старая Флоренция», (1973 г.). В центре композиции картины, спиной к зрителям, у раскрытого окна изображена сама художница. Созерцание красоты и покоя древнего города, подернутого дымкой тумана, захватывает и зрителя.
Созданное художницей в 1972 г. полотно «У самого синего моря» находится в собрании Очаковского музея маринистической живописи им. Р.Г. Судковского – отделе областного художественного музея им. В.В. Верещагина.
20 августа 1991 года, потрясенная произошедшем в стране, Татьяна Ниловна перенесла инфаркт. Но волевая женщина не переставала работать. Когда у нее отказала правая рука – она научилась рисовать левой. Татьяна Ниловна перестала писать маслом, но продолжала рисовать пастелью, держа ее в левой руке. Лишившись возможности ходить с этюдником на пленэр, художница была вынуждена писать то, что видела из окна своей квартиры, а летом – окрестности домика в Седневе. Она научилась «видеть красоту в каждом кусочке земли» и это открытие углубило ее поэтическое ощущение мира.
Из многолетней борьбы с недугом художница вышла победителем, создав ряд прекрасных и глубоких произведений. Эта победе была равнозначна второму рождению. Болезнь стала тем рубежом, за которым начинается последний этап ее творчества. Холсты и пастели последних лет стали художественным откровением, а последние прижизненные выставки – событием в современной украинской культуре. В независимой Украине Т. Н. Яблонская признана прижизненным классиком. За работы последних пяти лет, в1998 художнице была присвоена Шевченковская премия, а в 2001 году – звание Героя Украины. Этот конечный этап своего творчества художница считала высшим своим достижением.
17 июня 2005 года перестало биться сердце выдающейся украинской художницы ХХ ст. Татьяны Ниловны Яблонской, источником активного творческого долголетия которой всегда была работа. Даже в самый день своей смерти великий мастер нарисовала яркий жизнерадостный букет колокольчиков, оставив на полотне отпечаток поэтической стороны своей души.
Как и ее современники, мы восхищаемся ее самобытным талантом, жизненной стойкостью и гражданским мужеством, благодаря которым ей удалось сохранить свою самобытность. Феномен Татьяны Ниловны заключатся в том, что она еще при жизни стала художником на все времена, заключив в своем творчестве целую эпоху. Эта замечательная художница умела
«В одном мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка». (У. Блейк).
Наследие Т. Яблонской стало олицетворением украинской живописной школы во всем мире.
М.С. Никифорчак
Несмотря на успех полотен 60-х годов, художница ощущала потребность в передаче более сложных, глубоких и тонких взаимоотношений человека с окружающим миром. В картинах, кроме безудержного счастья, появляются нотки печали и грусти, глубоких философских размышлений. В жанровой работе «Одинокая старость», (1970 г.) изображена одинокая старушка на фоне убогого интерьера крестьянской хаты. Согнувшаяся, с опущенными плечами она сидит на лавке у окна, занимаясь привычной работой. На женщине – простенькая темная юбка, чистая сорочка, белый платочек аккуратно завязан под подбородком. Сквозь тонкую ткань занавешенного окна просвечивает четким крестом освещенная солнцем рама. В этом кресте заложена определенная символика одиночества и покорности судьбе, подведение итогов нелегкой и горестной жизни. Картина приобретена музеем у автора в 1980 году.
Большое полотно «Жизнь продолжается», (1971 г.) Т.Н. Яблонская считала одним из самых значимых и «выстраданных» своих произведений.
Наверное, в творчестве каждого художника со временем происходит профессиональная переоценка. Лирическая картина «Лен», (1977 г.), которую Т.Н. Яблонская писала четыре года, ознаменовала окончательный отказ от декоративности, стала для художницы возвращением к «давно забытым ощущениям живой, материальной, красивой живописи». Полотно «Лен»– это зрелость углубленного в себя мастера, философская любовь к земле, традициям народа. За картину «Лен» художница в третий раз была удостоена Государственной премии СССР.
Т.Н. Яблонская трижды посетила Италию. Обращение к сокровищам западноевропейского искусства вдохновило мастера к написанию в 1956 году акварелей «Венеция. Гондольеры ожидаю туристов» и «Неаполь. Гавань Санта Лючия» – маленьких жемчужин музейной коллекции.
«Поездка в Италию … перевернула мое сознание» – писала она. Очарованная работами итальянских мастеров, их гуманизмом, идеям добра и благородства, их увлечением красотой окружающего мира, Т.Н. Яблонская создает великолепную картину «Вечер. Старая Флоренция», (1973 г.). В центре композиции картины, спиной к зрителям, у раскрытого окна изображена сама художница. Созерцание красоты и покоя древнего города, подернутого дымкой тумана, захватывает и зрителя.
Созданное художницей в 1972 г. полотно «У самого синего моря» находится в собрании Очаковского музея маринистической живописи им. Р.Г. Судковского – отделе областного художественного музея им. В.В. Верещагина.
20 августа 1991 года, потрясенная произошедшем в стране, Татьяна Ниловна перенесла инфаркт. Но волевая женщина не переставала работать. Когда у нее отказала правая рука – она научилась рисовать левой. Татьяна Ниловна перестала писать маслом, но продолжала рисовать пастелью, держа ее в левой руке. Лишившись возможности ходить с этюдником на пленэр, художница была вынуждена писать то, что видела из окна своей квартиры, а летом – окрестности домика в Седневе. Она научилась «видеть красоту в каждом кусочке земли» и это открытие углубило ее поэтическое ощущение мира.
Из многолетней борьбы с недугом художница вышла победителем, создав ряд прекрасных и глубоких произведений. Эта победе была равнозначна второму рождению. Болезнь стала тем рубежом, за которым начинается последний этап ее творчества. Холсты и пастели последних лет стали художественным откровением, а последние прижизненные выставки – событием в современной украинской культуре. В независимой Украине Т. Н. Яблонская признана прижизненным классиком. За работы последних пяти лет, в1998 художнице была присвоена Шевченковская премия, а в 2001 году – звание Героя Украины. Этот конечный этап своего творчества художница считала высшим своим достижением.
17 июня 2005 года перестало биться сердце выдающейся украинской художницы ХХ ст. Татьяны Ниловны Яблонской, источником активного творческого долголетия которой всегда была работа. Даже в самый день своей смерти великий мастер нарисовала яркий жизнерадостный букет колокольчиков, оставив на полотне отпечаток поэтической стороны своей души.
Как и ее современники, мы восхищаемся ее самобытным талантом, жизненной стойкостью и гражданским мужеством, благодаря которым ей удалось сохранить свою самобытность. Феномен Татьяны Ниловны заключатся в том, что она еще при жизни стала художником на все времена, заключив в своем творчестве целую эпоху. Эта замечательная художница умела
«В одном мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка». (У. Блейк).
Наследие Т. Яблонской стало олицетворением украинской живописной школы во всем мире.
М.С. Никифорчак