«В сфере пейзажной живописи Куинджи
был гениальный художник...
Его гений мог работать только над чем- нибудь
еще неизвестным человечеству,
не грезившимся никаким художникам до него».
Его гений мог работать только над чем- нибудь
еще неизвестным человечеству,
не грезившимся никаким художникам до него».
И.Е. Репин.
Каждый раз, когда приходят тревожные сводки о боевых действиях в районе Мариуполя, ловишь себя на мысли, что этот город дорог нам уже только потому, что он стал местом рождения великого художника, «певца солнечного и лунного света» Архипа Ивановича Куинджи. Куинджи родился в семье бедного мариупольского сапожника, грека по происхождению. Предположительная дата его рождения – 27 января 1841 г.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить полного начального образования, и с одиннадцати лет вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь. Именно в этом возрасте у него появляется страсть к рисованию.
Случай свел юношу с ретушером, пробудившим в нем жажду прекрасного. В судьбе начинающего художника большую роль сыграло знакомство с творчеством И.К. Айвазовского, который в дальнейшем помогал ему советами.
Мечтая получить художественное образование, юноша приехал в Петербург, где дважды безуспешно пытался поступить в Академию художеств. Но неудачи не охладили пыла юного художника. Благодаря упорству, он все же стал посещать классы вольнослушателем. Скромная одежда, скудная еда и безденежье не смущали Куинджи. Впервые он заявил о себе как о художнике на академической выставке картиной «Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь». В результате в 1868 г. новичок был признан достойным звания свободного художника и его принимают в Академию художеств. Впоследствии Куинджи сближается с передвижниками и оставляет Академию.
Детство и юность художника протекали среди живописной приазовской степи, привольного течения Кальчика, величия и мощи Азовского моря. Привязанность к природе родной Украины Куинджи сохранил на всю жизнь. Может быть, поэтому так хороши его картины, сюжетами для которых послужили тихие украинские вечера, ясные лунные ночи, утопающие в зелени берега Днепра и сам Днепр, который так чуден «при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои…».
В 1876 году Куинджи показал на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – «Украинская ночь». На полотне среди ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хатки. Мягко рисуются на темно синем бархатном небе два пирамидальных тополя. Серебристый свет луны отражает тихая медленная река. Мир полон неги, красоты и покоя. Торжественная тишина царит в картине. Ничто не нарушает величавый покой украинской ночи. И вспоминается: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» – писал восторженно Н.В. Гоголь, которого Куинджи очень любил.
«Украинская ночь» привлекла всеобщее внимание и на всемирной парижской выставке 1878 года. О новаторстве художника, о глубине впечатления, которое производила эта живопись, заговорили все. «Никогда еще поэтическое чувство Куинджи не выражалось с такой силой и так эффектно…» – замечал один из рецензентов выставки. Картины «Украинская ночь» и «Вечер на Украине» стали началом зрелости мастера.
Начиная с 1880 года, А. Куинджи занят поисками передачи на полотне иллюзии лунного света. Особенно сильное впечатление произвела на зрителей устроенная в помещении Общества поощрения художеств выставка одной картины – «Лунная ночь на Днепре». Привольно катит река свои воды, и «зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру». «Лунная ночь на Днепре» не потеряла своего поэтического очарования и по сей день, хотя краски ее потемнели от времени.
Тема лунной ночи продолжала волновать воображение художника-пейзажиста, заставляя отыскивать новаторское решение поставленных задач.
Среди шедевров основной экспозиции Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина всегда привлекает внимание зрителей небольшое полотно «Лунная ночь» кисти А. Куинджи. Работа была приобретена музеем в 1960 году у одесского коллекционера Адриолети и относится к так называемому «периоду молчания» художника, когда достигнув апогея славы, Куинджи совершает неожиданный шаг. До конца жизни, в продолжение 30 лет, он не выставил ни одного произведения. «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть; как только голос спадет, надо уходить…», – объяснял он свое нежелание участвовать в экспозициях. Затворившись в мастерской, он никому не показывал свои работы, продолжая разрабатывать тему солнечного и лунного освещения.
«Лунная ночь» проникнута тонким лирическим настроением и вызывает ассоциацию с поэтическими строками Пушкина: «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут…». Но ни звезд, ни месяца на полотне не видно. Легкими голубыми и зеленоватыми лессировками по сглаженным мастихином пропискам белилами мастер достигает полной иллюзии лунного свечения украинских мазанок. «Свет, очарование и сила света, его иллюзия была его (Куинджи) целью» – отмечал И.Е. Репин.
В основе творчества Куинджи лежат декоративность и осязаемая полнота цвета, насыщенная световыми рефлексами, что утвердило художника в качестве главы нового направления в пейзажной живописи конца ХІХ – начала ХХ столетия. Создав яркие, талантливые работы, Куинджи способствовал формированию молодого поколения художников, про которых можно говорить как про школу Куинджи, учениках Куинджи – «художниках-куинджистах». Три года преподавания профессора Куинджи в Петербургской Академии художеств нашло продолжение в деятельности Товарищества им. А.И. Куинджи, основанного в 1908 в память о его основателе. А.И. Куинджи своим новаторским творческим методом вдохновил многих художников на поиски новых художественных методов выразительности, что проявилось в работах его учеников и последователей. Творчество талантливых учеников А.И. Куинджи широко представлено в музейном собрании такими звучными именами как Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, А.А. Рылов, Е.И. Столица, С.Ф. Чуприненко, А.А. Борисов, В.И. Зарубин и многими последователями метра – Н.П. Крымова, А.А. Дейнека, Г.Г. Нисского, Н.Н. Ромадина, К.Ф.Юона и С.А. Чуйкова.
По мнению Н. Рериха, «Куинджи был не только великим художником, но также великим Учителем жизни».
Сотрудник музея
Марина Никифорчак