войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 2020
Размер: 100×100×0.1 см
Работа в подборках: 1 подборка

Описание картины «Трон Дали. Портрет Сальвадора Дали»

Моя картина "Трон Дали. Портрет Сальвадора Дали" посвящена всемирно известному испанскому художнику, самому яркому представителю течения сюрреализм — Сальвадору Дали.

Видеосюжет с моим рассказом о картине, можно посмотреть на моём канале на "YouTube">>>

С его творчеством меня познакомил учитель рисования Валерий Черёмин. Это было 1989-м году, мне было 12 лет и я обучался в Детской художественной школе №1 в Рязани. Валерий Эрикович принёс журнал "Юный художник" в котором размещалась статья о творчестве Сальвадора Дали и иллюстрации его картин. Это была пожалуй одна из самых первых публикаций о Дали в СССР.

Валерий Эрикович Черёмин — учитель рисования в ДХШ №1, закладывал в нас потребность к поиску своего стиля в искусстве, показывал нам на уроках иллюстрации картин таких художников как: Аристарх Лентулов; Василий Кандинский; Павел Филонов; Казимир Малевич; Пабло Пикассо; Винсент Ван Гог; Поль Гоген; Виктор Попков и многих других авторов, отличавшихся ярко выраженной манерой письма. Преподаватель говорил нам: "Старайтесь в своих работах выразить себя, создать свой мир. Пусть по началу ваши работы будут не такими красивыми, возможно нелепыми по сравнению с картинами некоторых современных художников, которые копируют манеру уже известных авторов, идя по проторенной колее. Создавайте свой, ни на кого не похожий стиль - в этом и есть творчество и настоящее искусство."

Из всего ряда всемирно известных художников, с творчеством которых нас знакомил Валерий Черёмин, мне очень понравились работы Сальвадора Дали. Я увлёкся его миром и даже познакомился с его литературным творчеством, - читал его дневники. Дали был заинтересован и озадачен вопросом нового стиля в искусстве и часто задавался вопросом: "Каким будет новый стиль?" Мне очень запомнилась его фраза: "Я предтеча нового стиля в искусстве, я уже вижу как он зарождается в будущем, раскрывая свой прекрасный лист аканта!"

До 1995-1996-го года, в своих композициях я подражал творчеству великого сюрреалиста. В 1996-м году на меня снисходит озарение и я начинаю видеть мир по своему — сотканным из узоров, знаков и символов. Вся информация: зрительная (цветовая, линейная, объёмно-пространственная); слуховая; обонятельная и осязательная и даже интуитивная, в моём восприятии транслируется в виде орнаментального кода. Я пишу серию картин в таком "ключе" и позже даю название мной придуманному стилю - "орнаментализм". Его концепция — это синтез реальности с узорами, которые находятся везде и всюду, окружают нас, и проступают сквозь изображение в виде прихотливой кружевной вуали. Есть и обратная связь, - так ковры и разные орнаментальные мотивы на предметах быта, мне дают многослойную информацию, в ней есть все органы чувств, вплоть до обоняния. Через узор я могу почувствовать парфюм ковра или платья на девушке, даже если на самом деле этот ковёр или платье никто не орошал духами или одеколоном. Также через эти узоры можно почувствовать информацию о событиях прошлого, настоящего и даже грядущего.

До настоящего момента (2020-й год) я создаю картины в разработанном мной стиле орнаментализма. За это время, мной написано более двухсот различных сюжетов на холсте. С некоторых из них я пытался делать авторские повторения, и это никогда не удавалось, - получалась другая картина. Это подобно отпечаткам пальцев, узорам которых нет аналогов во всём мире, или снежинкам — каждая из них оригинальна. Природа никогда не повторяется. С такими авторскими "повторениями" моих картин, всего на данный момент у меня в творческой копилке собралось уже более четырёхсот орнаментальных полотен. За двадцать пять лет творчества в стиле орнаментализма, мной создано более ста миллионов узоров, нарисованных от руки, без применения трафаретов, штампов и любых других приспособлений, ускоряющих художественный процесс...

В 2019-м году я прихожу к идее изобразить потрет своего творческого учителя — Сальвадора Дали. Работа над картиной заняла у меня более года. Перед тем как искать композицию сюжета, я изучил творчество многих художников на данную тему. Таких произведений оказалось очень много. Я постарался в своей картине не повторить никого из этих авторов. Вначале я создал подробный карандашный эскиз к картине. Долго искал все нюансы композиции, многое менял, "оттачивал" всё до филигранности, и уже в эскизе заложил контуры будущих орнаментов.

Я поставил перед собой задачу изобразить сюрреалистический мир испанского художника через призму моего стиля орнаментализма. В результате эффект получился очень сильный. Вначале я на холсте написал сюжет без узоров, он был исключительно сюрреалистический — Сальвадор Дали окружен образами и символами его творческого мира. Знаменитые "мягкие часы" Дали служат в картине спинкой трона Сальвадора, гигантские яйца — подлокотниками. Голову сюрреалиста украшает убор из шарообразных тел. Правая рука художника опирается на трость. Из туловища главного героя, как из шкафа выдвинуты ящики, в одном из которых лежит яблоко. В картине я изобразил и один из излюбленных символов моего творчества — справа от героя, вверх по мосту движется паровоз. В небесах, взору зрителя является рождённая в Российском городе Казани, муза художника — Елена Дьяконова, в последствии ставшая известной под именем Гала. Она была главным, неизменным источником вдохновения Дали, его арт-менеджером, защитой и поддержкой во всём. В обнаженную женскую фигуру я заложил образ не только Галы, но и черты ещё одной возлюбленной сюрреалиста — Аманды Лир. Фигура имеет пропорции её телосложения. Вообще этот образ олицетворяет символ Музы и вдохновительницы на творчество...

Перед тем как преобразовывать сюрреалистическую картину моим стилем орнаментализма, я сфотографировал её на память и в целях эксперимента. Затем я стал писать на холсте свои орнаментальные структуры. Они строились из наслоения изображений крупных снежинок на сюжет полотна. В изобразительном искусстве, я первым в мире применил изображение снежинки в станковой живописи, соединив её с реальностью, сделав её полноправной участницей композиции. В картине их более пятидесяти и ни одна из них не повторяется. Конуры снежинок я получал методом вырезания из бумаги. Потом я накладывал их на лист другой бумаги, обводил карандашом и получал изображение, которое переводил на холст при помощи шариковой авторучки. Оборотную сторону листа я предварительно натирал углём. Таким способом я переносил контуры снежинок в сюжет полотна. После того, как вся поверхность была заполнена, я написал все снежинки тонкой кистью от руки, цветом, масляной краской. В картину также я ввёл очень мелкие узоры, написанные тончайшей кистью. Они покрывают небо и оранжевую кофту Сальвадора Дали. В сюжете их порядка нескольких тысяч.

Когда орнаментальная часть творчества была завершена, я снова сфотографировал картину и сравнил две фотографии — сюрреалистический вариант и завершенное полотно, выполненное в моём стиле — орнаметализма. Я поразился, насколько орнаменты могут оживить картину! Они создали эффект порхания, прозрачности воздуха, атмосферы и стереоскопичности. Картина словно ожила, зазвучала музыкой, голосами и даже запахами. Она стала разговаривать со мной, рассказывать о многих событиях прошлого, настоящего и будущего...

В творческом "ларце" моей портретной галереи на данный момент уже есть такие знаменитости как: Константин Циолковский; Сергей Есенин; Айседора Дункан; Александр Пушкин; Юрий Гагарин; Василий Шукшин; Инна Чурикова; Патрик Зюскинд; Владимир Ленин; Матрин Лютер Кинг; Алла Пугачева; Владимир Путин и теперь славный испанский художник, мой творческий учитель — Сальвадор Дали...

Когда я вспоминаю слова Сальвадора Дали: "Я предтеча нового стиля в искусстве, я уже вижу как он зарождается в будущем, раскрывая свой прекрасный лист аканта!" Мне невольно на ум приходит, что он говорил именно об орнаментализме...
Комментарии