— меценат с 1938 года
Париж, Париж…
С Вэйлем Пегги уехала в Париж, где, как сама написала в автобиографии, «положила начало двум своим коллекциям: коллекции картин и коллекции мужчин, начав обе с относительно скромных экземпляров и увенчав их шедеврами…»
Наследство и бизнес
Отец Пегги Бенджамин утонул на Титанике, когда ей было 14 лет. В 21 год (1919 г.) девушка получила доступ к наследству (450 тысяч долларов, часть из которых были вложены в трасты и уже приносили доходы) и решила распорядиться им не только с умом, но и со вкусом. Путешествуя, мисс Гуггенхайм как раз оттачивала вкус и обрастала новыми знакомствами.Деньги кончались, война начиналась
За первый год работы галерея Пегги Гуггенхайм в Лондоне принесла приличный убыток. Этот факт, как и предчувствие войны и последующего экономического кризиса, активизировал в Пегги семейную предпринимательскую жилку. Фонд Соломона Гуггенхайма на тот момент уже существовал, однако Пегги не имела к нему прямого отношения.Мисс Гуггенхам определилась для себя, что хочет заниматься современным искусством профессионально. Она начала скупать работы молодых авторов, полагаясь на собственное чутье талантов. И это оказалось более выгодной стратегией, чем первоначальная попытка вкладываться в уже раскрученные имена: во-первых, новички стоили дешево, во-вторых — каждый из них мог стать звездой и подорожать в разы.
Из-за наступления немцев планы пришлось поменять — Пегги уехала сначала на юг, а затем вернулась в Нью-Йорк, где в маленькой частной галерее выставляла часть своей коллекции. Во Франции она скупала за бесценок картины у бежавших от оккупации авторов и коллекционеров. Просто переплыв океан и сменив прописку с военной Европы на мирную Америку, картины выросли в цене, став настоящим сокровищем Пегги Гуггенхайм.
И снова Европа
Только в 1948 году Гуггенхайм вернулась в Европу — на этот раз в Италию. В тот же год Пегги со своей коллекцией приняла участие в Венецианской биеннале — это был первый случай, когда выставку в павильоне представляла не страна, а личность.«В Европе я стала отдельной страной — отлично, мне это льстит!» — пошутила Гуггенхайм в своей типичной манере, приняла поздравления, а затем с упорством локомотива и изяществом леди начала двигаться дальше.
Надо сказать, юмор всегда был визитной карточкой Гуггенхайм. Как и смелость. Например, однажды она организовала в своей нью-йоркской галерее выставку, где все работы были написаны женщинами — что на то время было вызовом.
Тем более, для Пегги это был уже третий брак — опыт расставаний имелся.
(на фото - Макс Эрнст и Пегги Гуггенхайм)
Дом, который построила Пегги
За десяток лет коллекционирования Пегги собрала более 300 работ важных мастеров XX века, включая шедевры Пикассо, Модильяни, Северини, Миро, Кандинского, Магритта и других.
В 1976 году Музей Пегги Гуггенхайм вошел в состав в Фонда Гуггенхайма. В 2012 году галерея Пегги Гуггенхайм была признана самой посещаемой в Венеции. В год музей посещает более 400 тысяч человек.
В мае 2013-го года внуки Пегги Гуггенхайм подали в суд на Фонд Гуггенхайма. Все дело в том, что Фонд нарушил условия хранения коллекции, которые Пегги установиля перед смертью.
Галеритска хотела, чтобы ее коллекцию хранили в едином собрании в здании Палаццо Веньер дей Леони.
Ранее потомки Пегги уже подавали в суд на Фонд по той де причине в 1994 году и проиграли дело.
Кстати, о Поллоке
У Пегги было чутье на таланты. Она не раз поддерживала молодых художников и литераторов. Марк Ротко, Вильям де Кунинг, Александр Кальдер — для них выставки в галерейных пространствах Пегги были одними из первых в карьере. Именно Гуггенхам распознала в молодом Джексоне Поллоке будущую легенду и назначила ему ежемесячное пособие, благодаря которому художник смог оставить работу и полностью посвятить себя живописи.Если бы не Гуггенхайм, возможно, один из самых дорогих художников современности никогда бы и не стал таковым. Благодаря же Пегги он приобрел популярность еще при жизни.
В 1943 году Пегги заказала Поллоку огромную работу «Фреска» (The Mural) размером примерно 2,5 на 6 метров, которая стала поворотной в его карьере.
Поначалу Поллок действительно должен был рисовать мурал, но по совету Дюшана решил создавать работу на холсте — чтобы она была транспортабельной. С «Фрески» начался переход Поллока к абстрактным масштабным полотнам, создаваемым при помощи разбрызгивания красок без прикосновения кисточки к холсту. Это то, чем прославился маэстро.
В 1951 году Пэгги Гуггенхайм подарила «Фреску» Университету Айовы. Точная стоимость работы неизвестна, но застрахована она на 140 миллионов долларов.
Несмотря на любвеобильность Пегги, очевидных свидетельств ее романа с Поллоком нет. Это лишь один из сотни случаев, когда сумасшедшая поклонница современного искусства подарила миру отличного художника — благодаря своей в него вере.
Лучшие друзья Пегги
Тем не менее, со временем череда неприятностей с близкими заставила Пегги окончательно переключиться на другие объекты любви: картины и собак. С родными детьми Пегги общалась не так много, как и с восемью внуками.
Пегги Гуггенхайм похоронена в саду своего венецианского музея. Рядом с ее мемориальной табличкой установлена другая — памяти 14 любимых собачек породы лхаса апсо.