Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань.
Термин возник от французского avant-garde, что означает «передовой отряд». Впервые этот термин применительно к художественным течениям был использован достаточно давно — его привнес в понятийный ряд французский журналист, критик и первый историк импрессионизма Теодор Дюре еще в 1885 году.
Лучистый пейзаж
1912, 71×94.5 см
Впрочем, тогда термин не прижился, и, собственно, в разгар развития различных художественных направлений, объединяемых нынче понятием «авангард», это слово практически не употреблялось.
Повторно понятие «авангард» вернулось в терминологию знатоков искусство в 1950-х годах и прозвучало из уст опять-таки француза, художника-конструктивиста Мишеля Сёфора, историка абстракционизма, который обозначил как «авангард» ломающее устои русское искусство начала ХХ века.
Повторно понятие «авангард» вернулось в терминологию знатоков искусство в 1950-х годах и прозвучало из уст опять-таки француза, художника-конструктивиста Мишеля Сёфора, историка абстракционизма, который обозначил как «авангард» ломающее устои русское искусство начала ХХ века.
Скачет красная конница
1932, 140×91 см
Историки отмечают, что определение «авангард» тогда было больше связано с политическими идеями, проповедуемыми утопистами и анархистами. Радикализм этих политических течений явно выразился и в художественной среде. Александр Бенуа в своей статье, посвященной открытию выставки Союза русских художников в 1910 году, особо выделили нескольких художников, творивших в Москве, во главе с Михаилом Ларионовым, назвав их искусство авангардным. Бенуа считал, что в отрицании общепринятых классических догм в живописи эта группа художников была уж слишком вызывающей, себя же — как и соратников по «Миру искусства» — причислял к «центристам». Однако термин «авангард» утвердился еще не скоро: творческие объединения художников никак его не употребляли — а коль так, не использовали его и критики.
Лес. Красно-зеленое
1914
Далее возникли разночтения: «авангард» в общепринятой практике стал отождествляться с модернизмом, а «русский авангард» стал отдельным трендом. Как бы то ни было, по сути, термин «авангард» в пору его «второго рождения» и активного употребления был уже ретроспективным понятием, которое было принято уже после того, как новейшие течения в искусстве, появившиеся в начале ХХ века, пережили пик своей популярности и в большинстве своем стали историческим фактом.
Солнце
1916, 455×780 см
Течения авангардного искусства
К течениям авангардистского искусства можно отнести следующие направления:Экспрессионизм
Возникший как ответная реакция на тревоги революций и ужасы Первой мировой войны, экспрессионизм преломил объективную реальность через разочарование и страхи, претерпеваемые людьми в неспокойные времена. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную субъективную составляющую произведения, которую автор стремился донести до зрителя.
Возникший как ответная реакция на тревоги революций и ужасы Первой мировой войны, экспрессионизм преломил объективную реальность через разочарование и страхи, претерпеваемые людьми в неспокойные времена. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную субъективную составляющую произведения, которую автор стремился донести до зрителя.
Крик
1910, 83.5×60 см
Кубизм
Еще одно направление, отрицающее классические принципы живописи — кубизм. Художники, работающие в этом направлении, использовали простые геометрические формы в изображении трехмерных объектов, создавая двухмерный объект на холсте. У истоков кубизма стоял Поль Сезанн, в стиле кубизма работал Жорж Брак, но наибольшую известность этому направлению принес Пабло Пикассо, произведения которого в Россию привез коллекционер Сергей Щукин. Казимир Малевич и Владимир Татлин преобразовали кубизм, объединив его с футуризмом — получился кубофутуризм. Малевич писал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». А вот Наталья Гончарова утверждала, что в кубизме нет ничего особенно нового, приводя в пример скифских каменных баб и деревянные расписные игрушки.
Еще одно направление, отрицающее классические принципы живописи — кубизм. Художники, работающие в этом направлении, использовали простые геометрические формы в изображении трехмерных объектов, создавая двухмерный объект на холсте. У истоков кубизма стоял Поль Сезанн, в стиле кубизма работал Жорж Брак, но наибольшую известность этому направлению принес Пабло Пикассо, произведения которого в Россию привез коллекционер Сергей Щукин. Казимир Малевич и Владимир Татлин преобразовали кубизм, объединив его с футуризмом — получился кубофутуризм. Малевич писал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм». А вот Наталья Гончарова утверждала, что в кубизме нет ничего особенно нового, приводя в пример скифских каменных баб и деревянные расписные игрушки.
Дружба
1908
Футуризм
Это движение, возникшее в 1910-х годах, делало ставку на будущее, на постоянное движение. Неотъемлемой составляющей футуризма стали не только объекты искусства, но манифестации, программы, теории взглядов, которые пропагандировали художники и поэты. Искусствоведы считают, что футуризм наследовал цветовые эксперименты фовизма и художественные формы кубизма. Скорость, энергия, ощущение движения, доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления, как конструктивизм и кубофутуризм.
Это движение, возникшее в 1910-х годах, делало ставку на будущее, на постоянное движение. Неотъемлемой составляющей футуризма стали не только объекты искусства, но манифестации, программы, теории взглядов, которые пропагандировали художники и поэты. Искусствоведы считают, что футуризм наследовал цветовые эксперименты фовизма и художественные формы кубизма. Скорость, энергия, ощущение движения, доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления, как конструктивизм и кубофутуризм.
Автопортрет. Матрос
1911, 71.5×71.5 см
Сюрреализм
Поклонники творческой энергии подсознания, сюрреалисты черпали свои сюжеты из снов и гипнотических состояний. Абсурд и отрицание логики сюрреалисты использовали как способ воспарить над общепринятыми ценностями буржуазной публики. Совмещая сон и реальность, художники-сюрреалисты являли миру хаотичность образов, отделяя дух от материального мира. Сальвадор Дали — тот и вовсе утверждал: «Сюрреализм — это я».
Поклонники творческой энергии подсознания, сюрреалисты черпали свои сюжеты из снов и гипнотических состояний. Абсурд и отрицание логики сюрреалисты использовали как способ воспарить над общепринятыми ценностями буржуазной публики. Совмещая сон и реальность, художники-сюрреалисты являли миру хаотичность образов, отделяя дух от материального мира. Сальвадор Дали — тот и вовсе утверждал: «Сюрреализм — это я».
Таким образом, термин «авангард» является собирательным и исторически обусловленным определением новейших течений в искусстве.
Авангард и модернизм
Вопрос о смысловом равенстве терминов «авангард» и «модернизм» является дискуссионным, поскольку модернизм определяют как новые формы художественного мышления и относят к нему те же самые направления, которые свойственны авангарду — экспрессионизм , фовизм , сюрреализм, дадаизм, кубизм. При этом можно считать, что модернизм — более емкое понятие, поскольку им обозначают и более ранние направления — импрессионизм и постимпрессионизм, а также и более поздние — оптическое и кинетическое направление в искусстве. И авангард, и модернизм выступают за внутреннюю свободу художника, бросающего вызов классическим канонам.
Пивная
1916
Известные художники, работавшие в жанре «авангард»: Эдвард Мунк, Карл Шмидт-Ротлуф, Эмиль Нольде, Умберто Боччони, Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Александра Экстер, Ольга Попова, Надежда Удальцова, Эль Лисицкий, Поль Сезанн, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Оскар Домингес.
Титульная иллюстрация: Эль Лисицкий. «Проун». 1923