С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство — абстрактное.
Точка, точка, два кружочка
Почву для появления абстракционизма начали возделывать задолго до этого момента. Одним из праотцов всех возможных -измов по праву считается Уильям Тернер. И правда, в наследии англичанина есть полотна, на которых объект или сюжет можно угадать, только лишь взглянув на название.
Тень и мрак: вечер перед Потопом
1843, 78.7×78.1 см
Затем были импрессионисты, кубисты, фовисты, чьи эксперименты все дальше уводили живопись от академреализма. Существуют разные мнения касательно того, кто же был первым художником, осмелившимся окончательно избавиться от предметности. По одной из версий это был Франтишек Купка, по другой, более распространенной — Василий Кандинский. Как бы там ни было, в 1910-х годах живописное искусство достигло точки невозврата, отказавшись от выполнения одной из своих главных функций — отображать реальность.
Строго говоря, абстракционизм — понятие растяжимое, поскольку это название применимо к нескольким течениям, общим для которых было отсутствие фигуративности.
В зависимости от того, на чем сосредотачивали внимание представители каждого из них, формировались принципы и названия новых стилей. Так, к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм , орфизм, супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм и другие. Особенно удачно взошли семена беспредметной живописи в СССР — здесь в 1920-х годах возделыванием авангардных течений занимались целые артели художников: Малевич, Суетин, Гончарова, Чашник, Матюшин и другие.
Строго говоря, абстракционизм — понятие растяжимое, поскольку это название применимо к нескольким течениям, общим для которых было отсутствие фигуративности.
В зависимости от того, на чем сосредотачивали внимание представители каждого из них, формировались принципы и названия новых стилей. Так, к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм , орфизм, супрематизм, неопластицизм, абстрактный экспрессионизм и другие. Особенно удачно взошли семена беспредметной живописи в СССР — здесь в 1920-х годах возделыванием авангардных течений занимались целые артели художников: Малевич, Суетин, Гончарова, Чашник, Матюшин и другие.
В опосредованном виде черты абстракционизма можно отследить у приверженцев многих авангардных течений: футуристов, сюрреалистов, экспрессионистов, конструктивистов и так далее. Грубо говоря, абстрактное искусство своим появлением развязало руки всем, кому было тесно в каноне академической живописи, ведь отныне можно было делать все что угодно — да хоть бы взять и повесить в красном углу «Черный квадрат».
Все произведения абстракционизма делят на геометрическую абстракцию и лирическую. Острые углы, бесстрастная атмосфера и четкие формы определяют первую категорию, а плавные текучие линии и лирический настрой характерны, соответственно, для второй.
Что общего у композиторов с абстракционистами?
Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка. Не имея физической или какой-либо другой осязаемой формы, то есть будучи понятием по сути абстрактным, звуки музыки, тем не менее, могут заставить человека ощутить вполне реальные эмоции: плакать или от радости или грусти, поднимать настроение или воодушевлять.Так опера Вагнера «Лоэнгрин», вызвавшая у начинающего художника Василия Кандинского целую бурю не только эмоций, но и зрительных образов, заставила его задуматься о попытке сделать что-то похожее при помощи холста и красок — что-то настолько же сильное по воздействию на зрителя, но без непосредственного привлечения конкретных образов.
Импрессия III. Концерт
1911, 77.5×100 см
Одним из первых экспериментов на этом пути стала картина «Импрессия III (Концерт)», написанная после посещения Кандинским выступления композитора Арнольда Шёнберга из Вены. К слову, он творил в атональной манере — то есть, был авангардистом от музыки. И хотя на этой работе еще можно разглядеть некоторые фигуры — очертания рояля и головы зрителей в партере — эту живопись уже сложно отнести к фигуративной.
Стремился создавать живописные симфонии и Робер Делоне. Даже основанное им совместно с супругой Соней Делоне течение орфизм
было названо в честь Орфея, певца и музыканта из мифов Древней Греции. Хотя придумал это название вовсе не Делоне (он предпочитал термин симультанизм — в честь теории симультанных цветовых контрастов), а французский поэт Гийом Аполлинер.
Чем отличаются произведения абстракционистов от детских рисунков?
Во-первых, не все абстрактные картины выглядят так, словно их мог нарисовать ребенок. Чаще всего такие претензии выдвигают представителям абстрактного экспрессионизма. Но их работы, как и полотна деятелей других течений, часто бывают технически сложными, либо кажутся простыми лишь на первый взгляд. Да и хаос на них преимущественно упорядочен, из-за чего становится возможным безошибочно отделить оригинал от подделки. Например, определенные математические вычисления могут помочь определить фальсификацию картин Поллока в 93% случаев.Как показывают эксперименты, даже простой человеческий глаз способен вычислить, где работа художника-абстракциониста, а где — детский рисунок или шедевр, созданный животным: например, шимпанзе. В 60 — 70% случаев участники таких тестов успешно справляются с задачей. Можно убедиться в этом на собственном опыте, пройдя специальный тест Артхива и заодно увидеть результаты других респондентов по каждому вопросу.
Некоторые деятели абстрактного искусства пытались избавляться от любых намеков, которые могли бы подтолкнуть зрителя на ассоциации с предметами или образами, изображенными на полотнах, и поэтому давали им максимально отвлеченные названия вроде «Сюжет номер такой-то», «Композиция», или вообще никак не называли. А вот другие, напротив, при помощи названий обозначали то, что по идее должен увидеть зритель на холсте — будь то «Русский балет» или «Трафальгарская площадь», например.
Абстракционизм: шпаргалка
Художники, представляющие направление абстракционизм
Знаковые картины абстракционизма
Картина с кругом
1911, 150×100 см
Хотя формально впервые абстрактный рисунок Кандинский создал в 1910 году, первым его полотном, написанном целиком и полностью в абстрактном стиле, считается «Картина с кругом» (1911). Возможно из-за того, что «Первая абстрактная акварель», хранящаяся в Центре Жоржа Помпиду в Париже — относительно небольшой скетч, выполненный на бумаге. Во время создания «Картины с кругом» Кандинский был одержим идеями взаимосвязи живописи и музыки, и эту работу он задумывал как отклик на оперу Вагнера. Художник ставил музыкальность своих картин на первое место по значимости после символизма, и стремился при помощи цвета играть на струнах души зрителя.
Первый шаг
1909, 83×129 см
Одна из первых беспредметных картин чешского художника, преимущественно проживавшего в столице Франции. Попробовав силы в фовизме, кубизме и орфизме, Купка в конце концов приходит к окончательному отказу от фигуративной живописи. Хотя в этой его работе чувствуются космические мотивы — и не зря — художник увлекался лекциями по физике и биологии, а в студии у него стояли микроскоп и телескоп. Парадоксальным образом именно интерес к точным наукам привел его к абстракционизму: «Природа все время меняется, ее суть — в метаморфозах, — пояснял он. — Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись».
По стечению обстоятельств Купка всегда оказывался в тени других авангардистов. Но были и те, кто отдавал должное его вкладу в становление абстрактного искусства. Американский искусствовед Альфред Барр писал: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми».
По стечению обстоятельств Купка всегда оказывался в тени других авангардистов. Но были и те, кто отдавал должное его вкладу в становление абстрактного искусства. Американский искусствовед Альфред Барр писал: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми».
Синхронный диск
1912, 134×134 см
Практически параллельно с Кандинским и Купкой возделывал почву абстракционизма и французский художник Робер Делоне. Картина «Синхронный диск» в целом и ее название в частности вдохновлены «Законом синхронности контраста цветов» Мишеля Шевреля. Будучи химиком, тот работал над окрашиванием ковров для мсье Гобелена, чья фамилия со временем стала именем нарицательным. Поскольку из-за сочетания некоторых цветов, расположенных по соседству, иногда не удавалось достичь предполагаемого результата, Шеврель изобрел цветовой круг, на котором отобразил закономерности влияния цветов друг на друга. Эта теория, разработанная им в 1839 году, оказала огромное влияние на развитие многих живописных стилей, в том числе стала толчком к возникновению дивизионизма.
Вы эксперт, если:
— По отсутствию особого ритма, выбору цвета и небезупречной композиции способны почувствовать фальшь в подделках абстрактных картин известных художников.
— В интеллектуальной беседе об истоках абстракционизма можете удачно ввернуть замечание о том, что за полвека до Кандинского и Купки беспредметные полотна писала медиум Джорджиана Хаутон. Правда, источником своего вдохновения она считала ангельских сущностей, являвшихся ей на спиритических сеансах. Как и в случае с ее шведской коллегой Хильмой аф Клинт, по странному совпадению в 1906 году также начавшей писать абстрактные картины в результате общения с духами.
— В интеллектуальной беседе об истоках абстракционизма можете удачно ввернуть замечание о том, что за полвека до Кандинского и Купки беспредметные полотна писала медиум Джорджиана Хаутон. Правда, источником своего вдохновения она считала ангельских сущностей, являвшихся ей на спиритических сеансах. Как и в случае с ее шведской коллегой Хильмой аф Клинт, по странному совпадению в 1906 году также начавшей писать абстрактные картины в результате общения с духами.
Вы профан, если:
— Убеждены, что создать произведение искусства в абстрактном стиле способен любой маленький ребенок. Действительно, некоторые музейные экспонаты иногда наталкивают на подобные мысли. Но и в таких случаях немаловажное значение имеет контекст их создания, обеспечивший картинам место в музейной экспозиции и истории искусств.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Автор: Наталья Азаренко
Титульная иллюстрация: Василий Кандинский. «Несколько кругов», 1926
Титульная иллюстрация: Василий Кандинский. «Несколько кругов», 1926