увійти
опублікувати

Женщина с мандолиной

Тамара Лемпицка • Живопис, 1929, 115.9×73 см
Коментар
0
Про роботу
Цю роботу додано, бо вона цитується в матеріалах, вказаних нижче
Альтернативна назва: Музыкантша
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Портрет
Стиль: Артдеко
Техніка: Масло
Матеріали: Полотно
Дата створення: 1929
Розмір: 115.9×73 см
Місцезнаходження: Частная коллекция
Робота в добірках: 15 добірки

Опис картини «Женщина с мандолиной»

Посетители 41-го Салона Независимых в первые месяцы 1930 года, несомненно, останавливались перед этой стильной картиной. «Женщина с мандолиной», которая в оригинале называется La Musicienne («Музыкантша»), – это не только портрет, но и воплощение давней традиции европейской живописи, аллегории музыки.

В 1930 году рождённая в Польше Тамара де Лемпицка была восходящей звездой, чья слава в Париже вышла в зенит и начала пересекать Атлантику. Она стала одним из самых востребованных портретистов среди богатых европейцев и американцев. Помимо этого художница слыла светской львицей и устроительницей гламурных вечеринок. Профессиональные и социальные аспекты жизни Лемпицки были неразрывно связаны. И у неё, и у её мужа Тадеуша было множество внебрачных связей, причём у Тамары – с партнёрами обоих полов. Она создала собственный независимый стиль, что было относительно редким достижением для женщины той эпохи.

Эта картина напоминает о предшественнице Тамары Лемпицки, чью судьбу и творчество она могла хорошо знать и ценить. Артемизия Джентилески (1593 – 1653) была первой женщиной в истории европейского искусства, которая добилась успеха, несмотря на случай изнасилования и частые унижения со стороны мужчин-современников. Предполагается, что герцог Козимо II Тосканский заказал портрет, на котором Джентилески изобразила себя в синем платье играющей на лютне. Этот инструмент часто фигурирует в живописи Возрождения и барокко, но в мужских руках.

Лемпицка не стала писать автопортрет с мандолиной, похожей на лютню. Вместо этого она выбрала натурщицей свою ближайшую подругу, наперсницу и любовницу Иру Перро, которая также была замужем. Большие карие глаза, тонкий овал лица и чётко очерченные губы этой женщины часто появляются на картинах Лемпицки, написанных с 1922-го по 1932 год.

Художница изобразила свою подругу в двух версиях откровенной «Розовой сорочки» (1927 и 1928 годов), нежной, чувственной кормящей матерью в «Материнстве» (1928) и вновь томной и соблазнительной в «Выздоровлении» (1932). Перро стала героиней одного из самых впечатляющих, тщательно выполненных и знаменитых крупных портретов Лемпицки – «Портрета Иры П.», созданного в 1930 году. Однако несколько лет спустя художница и её подруга разошлись – и больше никогда не встречались.

С конца 1920-х Лемпицка работала в своём полностью сформировавшемся фирменном стиле, все аспекты которого воплощены в «Женщине с мандолиной». Это сочетание элементов французского кубизма, пуризма и неоклассицизма, а также её собственных исследований работ мастеров Ренессанса в Италии и понимания современных реалистических тенденций в Германии. Помимо этого она вдохновлялась работами Жана Огюста Доминика Энгра, иконы французского классицизма XIX века, которые служили отправной точкой и для Пабло Пикассо в начале 1920-х годов.

Картины Лемпицки были агрессивно модерновыми, но, в отличие от немецких реалистов и сторонников новой вещественности, она всегда идеализировала своих героев. Привлекательность её работ для представителей социальных элит того времени – традиционной аристократии и разрастающейся прослойки нуворишей – во многом была связана с их самодовольством и страстной чувственностью. Холодное и урбанизированное видение физической красоты Тамары Лемпицки символизировало целеустремлённую уверенность в себе, личные возможности и успех (1, 2, 3, 4). Прямое выражение женской сексуальности – чувственной, страстной, но всё же в пределах приемлемого вкуса – более того, написанное женщиной, ещё больше повысило престиж её картин.

Начав работу над «Женщиной с манолиной» в середине 1929 года, Лемпицка почти закончила её перед своим первым визитом в Америку в начале октября. Через девять дней после её приезда в Нью-Йорк фондовый рынок рухнул, и художница потеряла крупную сумму, которую положила в банк. Потери восполнились, благодаря заказам от состоятельных американцев. Деловая хватка помогла ей приземлиться на ноги в ситуации, которая сломила бы или даже уничтожила многих других художников.

Вернувшись в Париж в начале 1930 года, Лемпицка в первую очередь закончила «Женщину с мандолиной». Она решила выставить эту картину на Салоне Независимых вместе со знойным портретом Наны де Эрреры. Вдоль верхнего края холста, за головой Иры Перро, художница изобразила небоскребы Манхэттена, мастерски объединив элементы фигуративной живописи, натюрморта, классической драпировки и современной городской архитектуры в последовательно стилизованную композицию, словно отлитую из полированной стали. Её концепция охватывает века – от эпохи Возрождения до футуристического дизайна.

«Женщина с мандолиной» стала центром персональной выставки Тамары Лемпицки в Galerie Colette Weil в мае 1930 года, а также украсила обложку апрельского номера берлинского журнала Die Dame. Заработав свой первый миллион к 28 годам, Лемпицка в начале 30-х была уверена, что сможет прокормить дочь Кизетт и мать, а также оставить себе дорогой дом и студию в стиле ар-деко после развода с Тадеушем в 1931-м. Она демонстрировала картины в своей резиденции, а состоятельные клиенты с радостью платили за привилегию позировать художнице в модной современной обстановке.

В мае 2009 года «Женщина с мандолиной» была выкрадена из Музея реалистического искусства Шерринга в голландском городе Шпанбруке. Семь лет спустя её нашли и передали страховой компании. В ноябре 2018 года полотно было продано на аукционе Christie’s за 9 млн долларов, став самой дорогой картиной в наследии Тамары де Лемпицки.

Автор: Влад Маслов
Коментар