увійти
опублікувати

Автопортрет в зеленом Бугатти

Тамара Лемпицка • Живопис, 1929, 35×27 см
Коментар
0
Про роботу
Цю роботу додано, бо вона цитується в матеріалах, вказаних нижче
Вид мистецтва: Живопис
Сюжет і об'єкти: Портрет
Стиль: Артдеко
Техніка: Масло
Матеріали: Дерево
Дата створення: 1929
Розмір: 35×27 см
Регіон: Швейцария
Робота в добірках: 65 добірки

Опис картини «Автопортрет в зеленом Бугатти»

«Автопортрет в зеленом Бугатти» - картина Тамары Лемпицкой, запечатлевшая ее на самом взлете карьеры и ставшая ее иконическим изображением. Хотя, как и в самой биографии скандальной художницы, которую она перекраивала как хотела, в этом портрете тоже есть доля вымысла.

Нескромное обаяние Бугатти


Легенда гласит, что редактор самого влиятельного модного журнала Германии была сражена наповал видом богемной деятельницы искусства, выходившей из своего автомобиля перед роскошной гостиницей в Монте-Карло. Элегантная, независимая и эмансипированная, она выглядела идеальной ролевой моделью для продвинутых читательниц журнала «Die Dame», поэтому редактор тут же заказала Лемпицкой ее автопортрет для обложки следующего номера издания.

Ничтоже сумняшеся легким движением руки Тамара превратила свой маленький желтый «Рено» в сверкающий хромированный «Бугатти», справедливо рассудив, что он будет куда лучше оттенять ее аристократический лоск. Она не учла лишь одну маленькую деталь: до 1963 года автомобили этой марки выпускались с правосторонним расположением руля. Впрочем, это не помешало «Автопортрету в зеленом Бугатти» с обложки популярного журнала наделать много шума и получить титул «гимн современной женщине».

Еще одна любопытная деталь: годом ранее популярный французский еженедельник «Vu» поместил на обложку работу фотохудожника Андре Кертеса, запечатлевшую юную барышню за рулем спорткара. Модель демонстрировала тотал лук от Hermès: спортивный ансамбль, перчатки и кожаный шлем – точно такие, как на автопортрете Тамары Лемпицкой. Очевидно, именно эта фотография известного мастера и была источником вдохновения при написании картины.

В этом была вся Тамара: ничто не могло остановить ее на пути к успеху – ни откровенные насмешки окружающих, ни сплетни о ее романах, делавшие ей больше паблисити, чем собственно художественные таланты, ни уж тем паче обвинения в плагиате.

Богемный шик


Дар, сделавший ее на какое-то время самой известной салонной художницей Парижа 1920-х и одной из наиболее дорогих художниц современности, лежал скорее в плоскости трезвого расчета и понимания функционирования арт-рынка, чем в высоких сферах искусств.

Лемпицка прекрасно понимала, что хорошо заработать (а именно это было ее целью, поскольку после бегства из России от костров революций ее муж-аристократ впал в депрессию и не мог содержать семью) можно написанием портретов знати. А для того чтобы состоятельные заказчики выстраивались в очередь, необходимо было блистать самой. А это она умела как никто другой.

Конкуренция в ту пору была высока: «Когда я начинала рисовать – это были времена, когда начинали рисовать многие женщины, – делилась воспоминаниями художница. – Тогда это делало больше женщин, чем мужчин». И для того, чтобы войти в высший свет, нужно было хорошо постараться, даже если приходилось спускать весь гонорар за первые картины на драгоценности или брать норковую накидку напрокат.

Скандальная репутация Лемпицкой и шлейф из много численных романов с представителями обоих полов были в данном случае только на руку. Людям искусства такое не только прощалось, но, напротив, картины эксцентричных или вовсе сумасбродных творцов всегда продавались лучше.

Но нужно отдать ей должное: при всей продуманности стратегии и любви к высшему свету, Лемпицка была искренней в своей страсти ходить по краю и с удовольствием пользовалась привилегией «попробовать все», которую позволял богемный образ жизни.

«Я живу на обочине общества, и правила нормального общества не имеют значения для тех, кто находится на обочине» - этот жизненный принцип художницы мог бы стать девизом одной из знаменитых почитательниц творчества Лемпицкой. Поп-дива Мадонна не только коллекционирует картины одной из первых икон эмансипации и разрушительницы моральных устоев, но также использовала их в антураже для нескольких музыкальных видео и в оформлении декораций для своих мировых турне.

Автор: Наталья Азаренко
Коментар