увійти
опублікувати

Пьеро делла
Франческа

Италия • 1410−1492
Пьеро делла Франческа (примерно 1420, Борго-Сан-Сеполькро — 12 октября 1492, там же) — знаменитый художник периода Раннего Ренессанса, который учился во Флоренции и всю жизнь работал в пределах Флорентийской республики. До нашего времени дошло очень немного картин мастера. Кроме того, он рано прекратил свою художественную деятельность из-за упавшего зрения.

Особенности творчества художника Пьеро делла Франческа: художника можно заслуженно считать одним из самобытнейших деятелей Раннего Возрождения. Принято полагать, что его стиль был сформирован под воздействием флорентийских живописцев. Персонажам картин Пьеро делла Франческа присущ величественный облик, изобразительный язык художника отличает лаконизм, монументальное начало по своей яркости выражения сродни флорентийским художникам. Для его полотен характерны так же объемные формы, прозрачный приглушенный колорит, перспективная структура пространства.

Известные картины Пьеро делла Франческа: «Портрет Сиджизмондо Малатеста», фресковая живопись храма Святого Франциска, «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми», «Воскресение Христа», «Бичевание Христа», «Алтарь Монтефельтро».

Что повлияло на картины Пьеро делла Франческа и их стиль?

Биографические данные о живописце довольно немногочисленны. Нет точных фактов о его жизни в период 1439-1444 гг., поэтому нельзя отследить начало творческого пути художника. Уроженец небольшого городка, он, вероятно, обучался во Флоренции у Доменико Венециано (был упомянут в письменных источниках в качестве помощника). Под его надзором Пьеро делла Франческа трудился, украшая флорентийскую церковь Санта-Мария-Нуова — таким образом ему удалось отточить понимание перспективы, ознакомиться тонкостями изображения света.

Карьера художника, скорее всего, началась в первые годы 40-х, хоть первая заказная работа приходится на 1445 г. Финальные произведения датированы 1470-ми, вскоре после этого живописец потерял зрение. Период его работы — примерно 3 десятилетия, но перечень произведений, созданных в течение этого времени и дошедших до нас, не слишком велик: это 2 масштабных алтаря, небольшой цикл фресок (церковь Сан Франческо в Ареццо), приблизительно 10 алтарей поменьше, 2 портретных работы.

Однако список, приведенный Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях» приблизительно в два раза длиннее. К сожалению, большая часть наследия мастера не сохранилась до нашего времени. Можно предположить, что над своими картинами великий Пьеро делла Франческа работал не спеша, в чем кроется одна из тайн безупречности, совершенной гармоничности форм, ритма, оттенков, общей завершенности, понятности идеи, что неизменно характеризует его произведения.

В 1442-м, возвратившись в родные края, Пьеро делла Франческа стал советником в своем городе и последние несколько десятилетий жизненного пути провел здесь. В 1445 г. получил свой первый значительный заказ, позже трудился в Ареццо и прочих местах в пределах Флоренции. Начиная с 1450-х годов, выполнял заказы правителей Италии из Римини, Феррары, Урбино. Эти деятели отличались хорошим образованием и были известны покровительством науке и искусству. Чтобы осуществить свои масштабные идеи, они приглашали лучших архитекторов, при их дворах имелись кружки, которые объединяли талантливых деятелей искусства, философов. Возможно, Пьеро делла Франческа входил в это общество — тут могла развиться его заинтересованность вопросами теории, математической наукой. Так же в этих кругах мог повысить свое образование; например, живописец хорошо знал латынь, а это было нехарактерно для представителей художественной среды. Он даже создал на этом языке 2 трактата, посвященных науке и живописи.

В 1446-1454 гг. художник создал собственный стиль, сохранившийся также в зрелых произведениях. Его картинам присущи условное обозначение волос, глаз (известные миндалевидные формы, позаимствованные у героев Венециано), идеализированные лица. Для высоких фигур Пьеро делла Франческа характерно построение, согласно классическим стандартам витрувианского человека, однако немного выгнутая шея, высокий лоб женских образов — отголосок позднеготических идеалов. Его мир не имеет аналогов в картинах прочих художников этой эпохи и строится по правилам совершенных форм, лучше всего показанных в архитектуре.

На работы художника зрелого периода повлияла скульптура Античности, увиденная в период его визита в Рим (как подтверждают документы, поездка приходится на 1458−1459 гг.), где по поручению папы Римского расписывал резиденцию в Ватикане. В работах «Крещение», «Битва Константина с Максенцием» (церковь Ареццо) Пьеро делла Франческа использовал мотив отражения: ландшафты формируют пространственную панораму, строятся четко по правилам создания перспективы, а размытые цвета учитывают воздушную перспективу, почерпнутую у мастеров Фламандии.

Фрески Ареццо — доминанта всего наследия Пьеро делла Франческа

В 1453 - 1454 гг. художник занимался росписью аретинского собора Сан Франческо, ставшей наиболее масштабным трудом живописца. Мотив данного произведения Пьеро делла Франческа – отыскание животворящего Креста, где распяли Иисуса Христа. Стены поделены на 3 части. Задняя изображает двух пророков. Фрески представляют смерть Адама, святое дерево над его могилой. Дальше — Царица Савская, придя во владения Соломона, воздает почести Древу, видя образ Креста. Еще один сюжет — явление Креста Константину вместе с победоносной битвой полководца. Следующий ярус представляет обнаружение Креста императрицей Еленой. Картины всего фрескового цикла построены не по хронологии в четком порядке, а согласованы в смысловом ключе.

С середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа трудился в резиденции Федериго да Монтефельтро (граф, с 1474 г. ставший герцогом Урбино). По его заказу написал известный диптих — портретные изображения герцога с супругой, Баттистой Сфорца. Они показаны на фоне ландшафта, который виден с большой высоты, что присуще живописной традиции Фламандии. Помимо этого, художник создал алтарную картину собора францисканцев Сан Донато.

Последние из дошедших до наших времен — картины Пьеро делла Франческа с названиями «Мадонна ди Сенигаллиа» и «Рождество» (мастер, вероятно, написал их для собственного семейства). На закате своей жизни он отказался от создания живописи, вероятно, по причине ухудшающегося зрения, и перешел к математической науке. Картины великого художника на данный момент хранятся в Национальной Галерее в Лондоне, небольших музеях во Флоренции, в Пинакотеке (Италия), а также в частных коллекциях.
Перейти до біографії