Використовуючи наш сайт, ви приймаєте умови, за якими ми використовуємо cookie-файли для аналізу даних та створення контенту (у тому числі рекламного) на основі ваших інтересів. Дізнатися більше про те, які дані ми збираємо та використовуємо можна
тут.
Работами Иеронима Босха восхищались,а монстрам на них — ужасались. «Бесовской» гротеск был популярен,и у Босха были подражатели и последователи,порой ведомые вполне коммерческим интересом. Гравюры«под Босха» шли нарасхват,еще и с подписью… Босха — тогда еще молодой Питер Брейгель Старший не возражал издателю! Занятное исследование,подкрепленное гравюрами мастеров,проходит нынче в Дрездене!
Интерес к творчеству Босха(Hieronymus Bosch,1450−1516) в наши дни необычайно велик: мистика,сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
,даже хоррор… Жутковатые фантасмагории притягательны — что ж,этот мастер далеких дней знал человеческую породу и природу,а также знал толк в провокациях,изображая чудовищные сцены с участием невиданных гибридов. У Босха еще при жизни были поклонники и последователи среди художников,и «дьявольские мастера» продолжали исследовать мир темных сновидений.
Дело в том,что эти«ужастики» были весьма востребованы публикой: так,Антверпенский издательский дом«Aux Quatre Vents»(На Четырех Ветрах), издававший продукцию от карт до принтов,издавал гравюры Босха,а также привлек Питера Брейгеля Старшего к созданию оригинальных гравюр«в духе Босха». Предприятие возглавлял издатель Иеронимус Кок(Hieronymus Cock) — весьма примечательная фигура,самый крупный«принтмейкер» XVI века. Он и уговорил молодого и тогда еще неизвестного Брейгеля подписывать работы как… «Босх» — так они лучше продавались!
О влиянии творчества Босха на Бейгеля написано немало трудов,так что его путь к собственной«Большой рыбе,пожирающей малую»(«Big Fish Eat Little Fish», 1557) был усеян принтами.
В 1560 году издательство выпускает гравюру-триптих,выгравированную Корнелиусом Кортом(Cornelius Cort), под названием«Die Endzeit,Himmel und Hölle»(The Last Days,Heaven and Hell — Последние Дни,Небеса и Ад). Разумеется,там варьируются«Босховские» мотивы,в темах затрагивая и современность тех лет — проблемы пост-Реформаторского периода. Известен лишь один цельный,неразрезанный экземпляр этой гравюры,из второго тиража 1600 года. Его удалось приобрести в 2012 году Dresden Kupferstich-Kabinett,и теперь эта работа — один из «хитов» выставки«Иеронимус Босх. Братство»(«Hieronymus Bosch. The Legacy»).
Вместе с сотнями других графических листов,рисунков,картин и объектов,предоставленных музеем«Зелёные своды»(Green Vault) и Музеем Декоративных Искусств(Kunstgewerbemuseum), триптих показывает,насколько сильно было влияние творчество Босха в века,не столь от него отдаленные,вплоть до XVIII столетия.
… Вот и еще один«Слон»(кроме заглавной иллюстрации этого обзора) — действительно,как говорил Шариков,«животное полезное» для издательского цеха,раз его столько раз перерисовывали и издавали! Кстати,Аларт ди Хамель был архитектром и гравером,лично знал Босха.
Что ж,эта популярность не самых приятных глазу образов понятна: метания души человеческой,низменные и даже преступные инстинкты,религия и мораль,политические катаклизмы и пропасть между возвышенным,провозглашаемым церковью,властью,и реальным положением дел — «Босховщина» всегда актуальна. Но что же позволяет нам извлекать эстетику из столь мрачного шоу?
«Гротеск этих художников все же имеет юмористические черты,несмотря на включение монстров и зловещих гибридных существ» — комментируют экспозицию арт-обозреватели.
Выставка«Иеронимус Босх. Братство»(«Hieronymus Bosch. The Legacy») в отделении музея Staatliche Kunstsammlungen(State Art Collections) - Kupferstich-Kabinett(Коллекция гравюр,рисунков и фотографий) в Дрездене продлится до 15 июня.